VK Group (ранее Mail.ru Group) представила свои финансовые результаты по итогам работы в июле-сентябре 2021 года. Выручка компании оказалась примерно на уровне прогнозов, а рентабельность EBITDA превзошла оценки аналитиков. Стоит также отметить улучшение маржинальности в сегменте коммуникаций и социальных сетей, где рентабельность EBITDA составила 49,1% против 41,3% в прошлом квартале и 46,1% годом ранее. Рентабельность также улучшилась и у неконсолидированных активов. Убыток на уровне EBITDA в совместном предприятии со Сбербанком снизился в процентах от оборота с 25% до 16%.
Выручка VK Group выросла на 18,6% по сравнению с прошлым годом. В наиболее крупном сегменте коммуникаций и социальных сетей рост доходов составил 20% в годовом исчислении. Этому способствовало восстановление рекламного рынка, эффект низкой базы сравнения и лучшая динамика доходов от IVAS.
Рост выручки социальной сети ВКонтакте оказался на уровне 29% год к году. Операционные метрики соцсети, по данным компании, остаются стабильными, включая MAU на уровне 72 млн и DAU 46,2 млн (64% соотношение). Среднее время использования мобильной версии социальной сети в августе составляло 33 минуты в день и 48 минут среди наиболее активных пользователей
Выручка от IVAS увеличилась на 5,7% год к году против снижения на 2,3% в прошлом квартале, что оказывало позитивное влияние на рентабельность сегмента. Возобновлению роста в IVAS способствовало улучшение динамики музыкального сервиса. В частности, число подписчиков VK Combo превысило 4,5 млн, против 4 млн, о которых менеджмент заявлял ранее.
Руководство VK Group ожидает, что в четвёртом квартале 2021 года темпы роста доходов от IVAS останутся на сопоставимом уровне и продемонстрируют умеренный рост по итогам года. Темпы роста рекламной выручки за период с октября по декабрь должны замедлиться в силу меньшего влияния эффекта базы, но компания сохраняет планы по росту с опережением рынка.
Рентабельность EBITDA составила 49,1%, что является лучшим результатом компании за последний̆ год. Этому поспособствовало улучшение динамики доходов от IVAS, а также умеренные расходы на рекламу и персонал.
В игровом сегменте рост выручки составил 2,3%. Второй квартал подряд рост направления остается близок к нулю на фоне эффекта высокой базы и отсутствия новых запусков. За 9 месяцев компания не выпустила ни один новый проект, в то время как за сопоставимый период прошлого года было 8 релизов. В активной разработке у студий My.Games сейчас 20 новых проектов для различных платформ. Предполагается, что они начнут выходить в первой половине 2022 года. Сдвиг запусков, как сообщается в релизе, по большей части связан с IDFA. Отсутствие новых релизов позволяет сдерживать маркетинговые расходы и демонстрировать заметно более высокую маржинальность. Рентабельность My.Games составила 24,2%, что сопоставимо с результатом прошлого квартала и демонстрирует улучшение показателя год к году. По итогам 2021 года компания ожидает рентабельность EBITDA направления на уровне 20% против 16% в 2020 году.
Выручка образовательных проектов увеличилась на 56%. Одновременно с этим VK Group отчиталась о росте числа зарегистрированных и платных пользователей, а также роста среднего чека. С учетом консолидации SkillFactory выручка сегмента по итогам года может оказаться выше 10 млрд рублей, в том время как ранее ожидалось более 9 млрд рублей. Убыток на уровне EBITDA снизился квартал к кварталу, хотя все еще продолжаются активные инвестиции в разработку и продвижение новых курсов.
Выручка сервиса объявлений «Юла» выросла на 28% и составила около 1 млрд рублей. Рост доходов сервиса объявлений происходит на фоне улучшения модели монетизации и увеличения базы пользователей. VK Group подтверждает прежний прогноз по выручке «Юлы» на уровне 3,6-3,9 млрд рублей в этом году. Как отмечают представители холдинга, в следующем году «Юла» должна стать прибыльной̆ на уровне EBITDA.
Сегмент новых инициатив в целом продемонстрировал рост доходов около 70%. Бизнесы, помимо Юлы, увеличили выручку почти в 2 раза. Рентабельность всего сегмента улучшилась за счет роста прибыльности Юлы, платформы рекомендаций, облачных сервисов и прочих проектов.
Неконсолидированные активы продолжают демонстрировать хорошую динамику. Рост GMV СП O2O составил 55% год к году. При этом главным драйвером стал сегмент фудтеха. Так, выручка Delivery Club выросла на 53%, а Самоката - на 354% год к году. Сеть дарксторов Самоката расширилась до 758 точек, и сервис начал работать в еще 2 городах. В общей сложности их сейчас 22. Сервис планирует дальнейшую экспансию, в том числе в городах с населением менее 500 тыс. человек. Для сервиса такси Ситимобил квартал стал не самым удачным, и число поездок снизилось на 10%, хотя GMV увеличилась на 9% благодаря B2B-сегменту и премиальным поездкам.
AliExpress Russia с апреля по сентябрь увеличил локальный оборот на 126% по сравнению с прошлым годом, а совокупный размер продаж достиг 133,3 млрд рублей. Цель платформы довести число покупателей до 30 млн и увеличить долю локального бизнеса в продажах с 33% в сентябре до 50% к апрелю 2022 года.
Совет директоров VK Group утвердил переход к новой программе долгосрочной мотивации для топ-менеджеров. Она основана на вознаграждении в форме PSU и опционов, связанных с динамикой депозитарных расписок. Опционы будут иметь ценность только при цене GDR выше 20 долл., что должно в большей степени мотивировать менеджмент на достижение результата. Также компания на сентябрь пересмотрела вероятность успешного завершения сделки по созданию СП в сфере платежей и финансовых услуг. Прежняя структура сделки является маловероятной, но компания подтверждает намерение создать СП в этих сферах и активно ведет переговоры.
Высокая база прошлого года и отсутствие новых запусков оказывают значительное давление на доходы игрового сегмента, в связи с чем компания приняла решение снизить прогноз роста выручки в этом году с 127-130 млрд рублей до 124-127 млрд рублей. Рентабельность EBITDA холдинга при этом должна улучшиться относительно прошлого года.