Холдинг VK представил свои финансовые результаты за третий квартал 2022 года, которые оказались лучше консенсус-прогнозов аналитиков. Основное расхождение с оценками наблюдалось на уровне EBITDA, где компания показала результат почти в два раза лучше оценок. О многом это оказалось связано с эффектом от полученных льгот для ИТ-компаний, который оказал положительное воздействие на все сегменты бизнеса.
Выручка холдинга по итогам квартала выросла на 5,3% год к году. Темпы роста слегка ускорились по сравнению со вторым кварталом за счёт положительного изменения в сегментах социальных сетей, образовательных сервисов и прочих инициативах.
Выручка сегмента социальных сетей и коммуникационных сервисов выросла почти на 24% год к году. Весь рост обеспечило увеличение доходов от рекламы в интернете, в то время как доходы от IVAS продолжали сокращаться. Несмотря на негативную динамику российского рекламного рынка, крупнейшие российские игроки демонстрируют сильные результаты за счёт перехода рекламных бюджетов от ушедших западных компаний и увеличения контролируемой доли. Основным драйвером роста сегмента была социальная сеть ВКонтакте, выручка которой увеличилась на 34% год к году.
ВКонтакте продемонстрировала рост ежемесячной аудитории на 6,9% в годовом исчислении, до 77 млн, и среднедневной аудитории на 7,1%, до 49,4 млн. Среднее время пользователя в сети остаётся на высоком уровне — более 45 минут в день. Число рекламодателей среднего и малого бизнеса на платформе увеличилось по итогам третьего квартала на 65% год к году. При этом консолидация Дзена не оказала существенного влияния на результаты сегмента в прошедшем квартале, так как сервис учитывался не весь период. Предположительно, Дзен добавил около 400 млн рублей выручки и слегка снизил EBITDA.
Рентабельность EBITDA сегмента продемонстрировала резкий скачок вверх. По сравнению со вторым кварталом маржинальность выросла сразу на 7,7 процентных пунктов и составила 49,5%, даже несмотря на включения Дзена в расчёты. Таких высоких значений компания не демонстрировала с 2020 года. Среди положительных эффектов отмечается снижение вознаграждений агентам и партнёрам, рост выручки и льготы для ИТ-компаний. Холдинг точно не раскрывает, каким было влияние от предоставленных льгот, но, вероятно, оно оказалось значительным.
Игровой сегмент был включен в результаты на протяжении почти всего квартала. Выручка подразделения снизилась на 24% год к году, что отражает как эффект от деконсолидации и сокращения инвестиций на фоне продажи, так и прежние негативные тренды. Рентабельность выросла квартал к кварталу, но заметно упала год к году.
Образовательный сегмент продемонстрировал ускорение роста выручки в сравнении со вторым кварталом в 3 раза, но темпы всё равно остались сдержанными. Снижение процентных ставок на рынке позволило повысить доступность курсов, так как значительная их часть покупается с использованием заёмных средств. Общая макроэкономическая ситуация при этом остается сложной, что оказывает давление на результаты сегмента. Число новых платящих студентов составило 45 тыс., что на 15% больше результата за сопоставимый период прошлого года. На фоне сокращения маркетинговых затрат, повышения операционной эффективности и эффекта от полученных льгот рентабельность EBITDA сегмента выросла на 32 процентных пункта за квартал и составила 16%.
В сегменте новых инициатив динамика выручки осталась слабой, но показатель уже демонстрировал рост, в отличие от предыдущего отчетного периода. Основными драйверами были B2B-сервисы (включая облачные), а также VK Play и VK Клипы. Несмотря на продолжение инвестиций в новые проекты, убыток на уровне EBITDA сегмента снизился в 3 раза за квартал и составил 1 млрд рублей. Сервис объявлений Юла впервые вышел в плюс по EBITDA. Основной положительный эффект на маржу сегмента оказали льготы для ИТ-компаний.
В пресс-релизе говорится, что VK удалось существенно продвинуться в вопросе реструктуризации конвертируемых облигаций. На сегодняшний день было выкуплено около 55% выпуска с номинальной стоимостью около $220 млн. Стало также известно, что один из крупнейших акционеров VK компания Prosus (25,7% экономическая доля и 12,3% голосующая) безвозмездно списала свои акции в пользу группы. Холдинг, в свою очередь, передал полученные казначейские акции менеджменту за 24,8 млрд руб. Эти акции должны быть использованы в рамках программы долгосрочной мотивации.