По итогам 2016 года впервые в новейшей истории совокупная посещаемость российских интернет-магазинов упала. И пусть снижение составило порядка 1%, довольных этим фактом крайне мало. Во многом такое положение дел связано с мощнейшей конкуренцией со стороны китайских интернет-магазинов и общим падением благосостояния населения. Вместе с этим отличную динамику показывает сегмент покупок со смартфона. Здесь год к году трафик вырос на 56%. Ну, а самыми растущими как по России, так и на Урале в частности, стали товары групп «Дом и дача», «Красота и здоровье», а также «Товары для детей».

Пункт выдачи товаров в интернет-магазине.

Даже в кризис онлайн-шопинг остается самым быстрорастущим сегментом ритейла. К концу текущего года оборот розничной интернет-торговли объёмом 1,4 трлн рублей вырастет на 5,3%. Что самое интересное, по статистике «Яндекс.Маркета» совокупная посещаемость всех российских интернет-магазинов за последний год снизится примерно на 1%. Главная причина – популярность китайских онлайн-площадок, таких как DealExtreme (DX), Gearbest, AliExpress, LightInTheBox, MiniInTheBox, YoyBuy, Banggood и т.п.

Возникает резонный вопрос, как при падении посещаемости может наблюдаться рост выручки? Ответ достаточно прост. Во-первых, за последний год рост цен составил 6-7%. Во-вторых, с начала 2016 года ритейлеры наблюдают рост объёмов самих заказов на уровне 2-3%. Но всё это тенденции общероссийские. А как себя чувствует рынок онлайн-торговли на Урале?

На неделе статистическими данными по Уралу поделились аналитики «Яндекс.Маркета». По их информации, 85% всех пользователей глобальной сети уральского региона периодически совершают покупки через Интернет. Это несколько ниже, чем в Москве (94%) и Санкт-Петербурге (90%). В то же самое время в Екатеринбурге онлайн-покупки совершают 88% от общего количества пользователей Интернета. В Тюмени и Челябинске этот показатель порядка 85%.

Рынок онлайн-торговли в России в 2016 году.

Рынок онлайн-торговли в России в 2016 году.

По данным TNS Web Indeх, в октябре 2016 года в уральских городах с населением больше 100 тыс. человек 2,3 млн человек совершали покупки онлайн.

Аналитики компании «Яндекс» отмечают, что в 2015-2016 годах посещаемость интернет-магазинов осталось практически неизменной (минус 0.8% год к году). В то же самое время активность пользователей «Яндекс.Маркета» выросла. Количество переходов с «Маркета» на сайты интернет-магазинов за год увеличилось на 28%. При этом лидером роста на Урале стала Тюмень (плюс 32%). Это значительно больше общероссийских показателей.

Рынок онлайн-торговли в России в 2016 году.

Рынок онлайн-торговли в России в 2016 году.

Стоит отметить, что максимальные темпы прироста пользовательского трафика за последний год пришлись на мобильные устройства. За год на Урале в 1,5 раза увеличилось количество посещений интернет-магазинов с мобильных устройств. Для сравнения в других регионах России рост оценивается на уровне 30%. Количество посещений с компьютеров в то же самое время снизилось на 18% (в России — на 14%).

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

На увеличении посещений с мобильных устройств сказывается рост проникновения смартфонов и строительство LTE-сетей, позволяющих быстро загружать каталоги товаров с картинками и видеообзорами на телефон. Это улучшает восприятие продуктовой линейки.

«Территории, на которых недоступен проводной интернет, постепенно обеспечиваются скоростным мобильным интернетом. Это серьёзным образом сказывается на предпочтениях потребителей. Они начинают более активно использовать интернет-магазины для покупок, — рассказывает Александр Феоктистов, директор по развитию бизнеса Яндекс.Маркета. - Основные драйверы роста сегодня — небольшие города, где офлайновая розница представлена более слабо, в миллионниках темпы роста не такие большие».

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

В подтверждении этих слов можно посмотреть на лидеров роста мобильного трафика на Урале. На первом месте Магнитогорск. Здесь количество посетителей интернет-магазинов с мобильных устройств выросло на 90%, в то время как в Екатеринбурге рост составил 45%.

Интересно также взглянуть на предпочтения пользователей по конкретным интернет-магазинам. По статистике Gfk Russia и «Яндекса», россияне всё чаще делают покупки в китайских интернет-магазинах. К их услугам в 2016 году обращались 53% пользователей Сети, в то время как в 2013 году этот показатель не превышал 23%. Доля российских интернет-магазинов за последнее время практически не меняется и находится на уровне 70%. Падение интереса зафиксировано у англоязычных интернет магазинов.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

Чаще всего покупки в российских интернет-магазинах жители Урала объясняют дешевизной товаров, а также экономией времени. Здесь активно покупают мелкую бытовую технику, товары для здоровья, телефоны и электронику, компьютеры и ноутбуки, одежду и обувь, косметику и парфюмерию, товары для сада и дома, автозапчасти.

Выбор иностранных онлайн-площадок связан с тем, что необходимый товар стоит там дешевле, чем в России. Кроме того, зарубежные магазины продают товары, которые нельзя купить в России. Также люди отмечают более широкий ассортимент. На китайских интернет-площадках активно покупают одежду и обувь, косметику и парфюмерию, смартфоны, планшеты, прочую электронику, спортивный инвентарь. В англоязычных – дорогую одежду и обувь.

«На Урале китайские магазины составляют большую конкуренцию российским не во всех категориях товаров. Есть вещи, которые жители округа предпочитают покупать в первую очередь в России. В первую очередь это бытовая техника, товары для здоровья, зоотовары. А вот в категориях с одеждой, товарами для дома и электроникой интерес к китайским интернет-магазинам очень большой», - отмечает Александр Феоктистов.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

По статистике «Яндекс.Маркета» наибольшее количество переходов происходит на страницы магазинов товарных групп «Электроника», «Дом и дача», «Компьютерная техника», «Автомобили» и «Бытовая техника». Ни них приходится до 80% трафика.

В ряде категорий ярко выражен сезонный спрос. К таким товарам относятся, в частности, бытовая техника, автомобили, спорт и отдых.

Активнее всего на Урале в настоящее время растут категории товаров «Дом и дача», «Красота и здоровье». Доля переходов на сайты из этих категорий увеличился на 10%. К товарам для дачи и дома интерес активно рос в Тюмени, а для красоты и здоровья – в Челябинске. На 7% увеличилась доля переходов со страниц товаров в категории «Электроника». К ней интерес больше всего вырос в Магнитогорске.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

Рост объемов продаж онлайн-торговли на фоне снижения посещаемости связан с увеличением корзины покупок, увеличением среднего чека, которое во многом обеспечивается ростом стоимости импортных товаров, и более целенаправленным посещением интернет-магазинов пользователями.

По данным «Яндекс.Маркета» за последний год зафиксировано падение цен лишь по трём категориям товаров: «Садовая техника», «Телевизоры и плазменные панели», «Моторные масла». Прочие товары лишь дорожали.

Ну, а так выглядит средний чек на разные группы товаров по крупным городам на Урале.

Рынок онлайн-торговли на Урале в 2016 году.

В краткосрочной перспективе входящий трафик интернет-магазинов с мобильных устройств будет продолжать расти. По этой причине для владельцев площадок важно иметь качественную адаптацию каталога под экраны смартфонов и планшетов, а также иметь поддержку мобильных браузеров.

Основной рост популярности интернет-магазинов придётся на города с населением менее 500 тыс. человек. Если правильным образом реализовать доставку товаров, то увеличение продаж может исчисляется двухзначными цифрами. В малых городах ассортимент товаров ограничен, люди чувствуют недостаток в офлайновых магазинах по отдельным категориям, поэтому предпочитают покупать в интернете.

Также эксперты отмечают, что в ближайший год самыми быстрорастущими сегментами по приросту трафика станут сайты, занимающиеся продажей товаров категорий: дом и дача, красота и здоровье.

Стоит отметить, что Уралский федеральный округ занимает пятое место среди округов по количеству зарегистрированных интернет-магазинов. Так, в Екатеринбурге базируется около 1,2 тыс. интернет-магазинов. В Москве зарегистрированы 11,8 тыс. онлайн-площадок, в Санкт-Петербурге - 2,4 тыс.