Популярность покупок через Интернет среди жителей Уральского федерального округа продолжает расти. По итогам первого полугодия в среднем через интернет-магазины совершалось около 2,7 млн покупок в месяц. А оборот достиг 4% в денежном эквиваленте относительно общих продаж. Наиболее частые покупки — цифровой контент (кино, музыка, игры) и программное обеспечение, а также электроника, мобильные телефоны и аксессуары к ним. Об этом говорит свежее исследование «Яндекс.Маркета». Интернет-проект Yamobi.Ru проанализировал аналитические данные и выявил интересные закономерности.
«Яндекс.Маркет» представил большое исследование рынка онлайн-торговли в Уральском федеральном округе в 2017 году. В основу отчёта легли данные Mediascope Web Index, Gfk, «Яндекс.Мерики» и самого «Яндекс.Маркета».
Для начала стоит отметить, что электронная коммерция занимает значимую долю во всем мировом ритейле. По данным Euromonitor на 2017 год, оборот этого сегмента в мире достигает $1,306 трлн, а доля от всего ритейла составляет 9,1%. При этом лидерами по проникновению интернет-торговли являются Китай (доля 17%), Великобритания (15%) и США (10%).
Россия пока в числе отстающих – всего 4%. Основная причина – отсутствие единой электронной торговой площадки по типу AliExpress и Amazon, а также сложности с логистикой доставки. Тем не менее, наша страна входит в десятку по объёму рынка онлайн-торговли ($24 млрд), а по темпам роста этого сектора – 7 место (рост примерно на 12,5% в год).
В общей сложности покупки в интернете совершают 29 млн граждан России. Это 46% от населения в возрасте старше 16 лет. Возраст самых активных покупателей колеблется от 25 до 34 лет.
По данным Mediascope Web Index, в июне 2017 года онлайн-покупки совершали почти 2,7 миллиона жителей Уральского федерального округа — это 88% пользователей интернета и 45% населения старше 18 лет. Доля онлайн-покупателей на Урале почти сравнялась со средней по стране (89%). «В регионе покупатели в возрастных группах 25–34 лет и 35–44 лет одинаково активны, тогда как в большинстве других регионов в интернете чаще покупают люди 25–34 лет», - рассказывает Владислав Исмагилов, руководитель направления аналитики «Яндекс.Маркета».
По данным «Яндекс.Метрики», средняя посещаемость интернет-магазинов в УрФО в августе 2017 года выросла на 9% по сравнению с августом 2016 года. При этом максимальный прирост был зафиксирован в Екатеринбурге (+11%), а вот в Тюмени зафиксировано падение (-16%). В Челябинске посещаемость за этот год не изменилась. В среднем по России за аналогичный период рост составил 4%.
Как и во всей остальной России, посещаемость интернет-магазинов растёт в первую очередь за счёт мобильного трафика. В УрФО число заходов в интернет-магазины с мобильных устройств увеличилось за год на 53,6%. Из крупных городов самый большой рост был в Екатеринбурге — 29,6%. Это означает, что мобильный трафик растет в первую очередь за счет небольших населенных пунктов.
Также стоит отметить и то, что в отличие от большинства других регионов, на Урале выросла посещаемость и со стационарных компьютеров — на 2,6% за последний год.
Ещё одна интересная особенность местного рынка - мобильные приложения магазинов не популярны. Так, 72,3% всех заказов со смартфонов осуществляется из браузера.
Самый частый способ доставки товаров из российских интернет-магазинов — самовывоз. При этом в Екатеринбурге также популярна курьерская доставка, а в Тюмени — почтоматы.
Жители округа предпочитают платить наличными, но востребована и оплата товаров картой при оформлении заказа. Особенно популярны банковские карты в Тюмени. По словам Владислава Исмагилова, нежелание покупателей оплачивать заказ до получения товара по банковской карте или с помощью электронных денег является актуальной проблемой для всего российского рынка. «Во многом это связано с иррациональными страхами: а вдруг придется возвращать товар и требовать назад деньги», - отмечает он.
Что касается самого «Яндекс.Маркета», то в первом полугодии его каталог насчитывал 150 млн товарных позиций. В общей сложности в нём содержится информация от 20 тыс. интернет-магазинов. Ежедневная аудитория сервиса составила более 2 млн уникальных пользователей ежесуточно и 23 млн пользователей в месяц.
Рынок онлайн-ритейла в Челябинске
В Челябинске посещаемость интернет-магазинов за год не изменилась. Число переходов на сайты магазинов со стационарных компьютеров выросло на 4,9%, а с мобильных устройств — снизилось на 10,6%. Этим Челябинск отличается от большинства других городов и регионов, где посещаемость растёт за счёт мобильных устройств.
Главной причиной покупок в интернете остаётся цена - этот фактор выделили 42,4% пользователей. При этом для жителей Челябинска очень важна бесплатная доставка: 63,4% покупателей считают её более привлекательной, чем прочие акции интернет-магазинов. В среднем по региону и по России такого мнения придерживается лишь 37,3% покупателей.
Наиболее частые покупки - кино, музыка и программное обеспечение, электроника, мобильные телефоны. Также в Челябинске популярны товары для здоровья: за последний год их приобретали в интернете 43,3% покупателей (в среднем по России - 26,4%, а в Уральском регионе - 24,4%). На «Яндекс.Маркете» пользователи из Челябинска особенно интересуются товарами для дома и дачи (доля этой категории в трафике сервиса - 23%) и электроникой (21%).
Жители Челябинска чаще, чем в среднем по России, вносят предоплату за покупки с помощью банковской карты - 56,2% против 53%.
Рынок онлайн-ритейла в Екатеринбурге
В Екатеринбурге рынок электронной торговли хорошо развит и продолжает активно расти. Кстати, он максимально схож по своим параметрам и поведению с рынками Москвы и Санкт-Петербурга.
За год посещаемость интернет-магазинов увеличилась на 11%. Основной рост приходится на мобильные устройства: число переходов с них выросло почти на 30%, тогда как со стационарных компьютеров — всего на 3,2%. По сравнению с жителями других городов региона, пользователи из Екатеринбурга чаще покупают в интернете мобильные телефоны, мелкую и крупную бытовую технику, а также билеты в театры, кино и на концерты.
Причины совершения покупок в интернете у жителей Екатеринбурга те же, что и у покупателей из других крупных городов. Для них важна не только низкая цена (хотя этот фактор по-прежнему определяющий — на него ориентируются 37,1% пользователей в городе и 31,5% в регионе в целом), но и экономия времени. Этот фактор выделили 28,7% респондентов в Екатеринбурге, 22% в Уральском регионе и 21,4% в среднем по России.
Наряду с самовывозом, который выбирают 80% покупателей, в Екатеринбурге популярна курьерская доставка (63,3%). Несмотря на доступность безналичных платежей, оплата наличными курьеру остается самым популярным способом оплаты: его выбирают более 80% покупателей, в то время как предоплату банковской картой — 53,7%. Это примерно соответствует средним показателям по России.
Рынок онлайн-ритейла в Тюмени
Посещаемость интернет-магазинов в Тюмени снизилась за год на 16%, однако число переходов с мобильных устройств выросло на 4,6%. В Тюмени чаще, чем в других крупных городах региона, покупают через интернет одежду и обувь, косметику и парфюмерию, а также товары для спорта. На «Яндекс.Маркете» тюменцы особенно интересуются товарами для дома и дачи (доля этой категории в трафике сервиса — 23%) и электроникой (20%).
Жители Тюмени ценят в онлайн-шопинге возможность приобрести товары, которых нет в обычных магазинах — 23,8% пользователей отметили эту характеристику как важную (в среднем по региону — 17,1%). Другой важный фактор — бесплатная доставка (58,5%). В Тюмени охотно платят банковскими картами — как при оформлении заказа (63,6%), так и курьеру при доставке (55,1%). Процент тех, кто оплачивал товары наличными (59,9%), в Тюмени заметно ниже, чем в среднем по региону (69,6%) и по России в целом (67,9%).
Также в Тюмени активнее, чем в других городах региона, пользуются доставкой в почтоматы и отделения Почты России.