Фотография, как одно из важнейших искусств, давно и масштабно внедрилась в повседневную жизнь. Созданный в первой половине 19 века чудесный метод ловли кадра, помог рассмотреть мир с другой стороны. Шли годы, десятилетия, создавались новые приемы, внедрялись различные механические коробки - фотоаппараты. Все больше и больше людей интересовались искусством стоп-кадра. Сейчас фото везде, нет ни одной сферы деятельности, где фотография не использована. Каждый уважающий себя журнал, интернет - портал имеет собственный банк профессиональных фотохудожников и любительских фотоальбомов (на сайте www.mobichel.ru они также присутствуют). В нашем славном городе достаточное количество интересных фотографов с мировым именем. С одним из них корреспондент портала Павел Сергиенко встретился и узнал секреты фотоискусства и отношение Алексей Гольянова к новым технологиям.
О себе Алексей Владимирович увлеченно рассказывать не стал, но кое-чем поделился.
- Родился, учился, служил, работал, опять учился. У меня два образования: филолог, окончил Свердловский педагогический институт и заочное отделение во ВГИКе.
- Что касается фотографии, увлечение переросло в профессию?
- Именно, потому что снимал я всегда. Еще в первом классе мне отец подарил камеру, затем подарил дед, но уже более профессиональную. Также в детстве занимался спортом: самбо и подводным плаванием.
- Фото – это ваше. А не пробовали заняться видеосъемкой?
- Не очень люблю, но специальность у меня звучит: «оператор кино- и теле студии». Видео - это не мое, я умею и могу работать с кино- и телекамерой, но я в большей степени воспринимаю мир через стоп-кадр, а операторы все в движении.
- Какой у вас мобильный телефон, фотоаппарат, ноутбук, возможно, GPS-навигатор?
- Основной рабочий телефон у меня Sony Ericsson k750i. Мне его подарили, хотя я и был доволен своим старым телефоном, не помню марку, если подскажите, то вспомню…
- Siemens, Samsung?
- Нет, другое...
- Nokia?
- Нет, хотя да, возможно, точно Nokia, но модели не помню, хоть убей.
- Не буду.
- Недавно был такой разговор у дочери. Ей кто-то сказал, что слабый мобильник, mp3 мало, камера простенькая. Она ответила: «А зачем мне все это? Телефон для того, чтобы разговаривать». Отдельно у нее и плеер на 8 Гигов, и фотоаппарат на 8 Мегапикселей. Я так же считаю, главное - прием, большая записная книжка. Больше мне ничего не нужно. Камеру на телефоне я использую тоже как записную книжку.
- Есть какая-нибудь функция в телефоне, которая нужна именно фотографу?
- Наверно, есть. Сейчас часто приходится меняться кадрами, бесплатная передача данных – это здорово. Репортажнику лучше и придумать нельзя, закачал, да и передавай сколько угодно. Вообще я заметил, что молодежи нужно и вот это, и вот это, и вот это. Любой компромисс, любое совмещение – это потеря качества. Оно всяко хуже специализированного устройства.
- У вас было когда–нибудь желание сделать выставку фотографий с мобильного телефона?
- Нет, потому что я точно знаю, что камера с телефона снимает хуже. То качество, которое дает мобильный телефон меня не удовлетворяет. Снять что-то для себя, если нет под рукой камеры – это да. Ведь качество определяется приемным устройством, будь то матрица или пленка и той оптикой, которая стоит на устройстве. О чем можно говорить, если оптика на мобильном телефоне около миллиметра? Сколько бы не писали на камерах - 3 Мегапикселя или 6 - все это обман.
Какой у вас фотоаппарат?
- Мой полностью подходит под мои цели и задачи - Olympus 400. Он меня удовлетворяет полностью, у него неплохая оптика. С теми задачами, которые ставит Челябинск хватает аппарата. Хочется, конечно, какой - то Canon профессиональный, но в нашем городе обхожусь вполне и этим фотоаппаратом.
Где вы обрабатываете фото? В стационарном ПК, в ноутбуке, может в коммуникаторе?
- В ноутбуке принципиально нет, потому что не хватает памяти оперативной для обработки фото высокого класса. Благодаря моему системному администратору, у меня чудесно работает ПК, там 4 Гигабайта оперативки.
- То есть 2 Гига по 2?
- Да, обработка достаточно быстрая. Вообще, вся техника рассчитана на определенный срок. Сегодня есть, завтра нет.
- Я так понимаю, что в гонке мобильных вооружений активно вы не участвуете?
- Со стороны наблюдаю. Я удивлен тем, что работа фотографа облегчилась в несколько десятков раз. Если раньше работа над одним кадром занимала неделю, то сейчас минут двадцать, ну от силы тридцать. Продолжая тему, я вот не понимаю, как сейчас можно жить без мобильного телефона. Если я не наблюдаю его у себя в кармане, то у меня шок. Мобильник – это великолепная вещь, которая стала для современного человека просто необходимостью.
- Есть ли у вас GPS-навигатор?
- У моего друга в машине стоит. Мы два года ездим по стране и нарадоваться не можем этому устройству. Как он облегчает жизнь? (улыбается) Благодаря ему мы в два раз сокращаем путь и в два раза быстрее приезжаем. На скорости 130-140 километров в час он все четко видит, с точностью до секунды и сантиметра сообщает. Если бы не это чудное устройство, заблудились или разбились бы точно. Еще что удивляет: он очень прост в обращении, проще мобильника. Это большой плюс.
- Расскажите о вашем Интернет - портале.
- Меня мой друг Дима долго уговаривал сделать сайт, я долго думал, так как был не уверен, стоит ли выкладывать свои работы в Интернет. Я считаю, что есть лучше фотографы, нежели я, у которых нет своих сайтов.
- Кроме программ обработки фотографий, какими пользуетесь?
- Не могу сказать, что я что-то делаю, кроме фото, но захожу на почту всегда, общаюсь в icq, удивило из интернет - программ больше всего Skype. Общаешься час с Америкой, Германией, другими городами России, тратится рублей 20. Это фантастика. Я был в шоке, когда узнал, что могу сразу с двадцатью людьми общаться. Замечательная вещь.
- Ваш репертуар?
- Я люблю снимать людей.
Какие нововведения вы используете в своей работе, может, приемы интересные?
(Алексей смеется)
- Секрет?
- Я бы сказал - коммерческая тайна. Людей, наверно, все-таки интересных. Сейчас все сводится к тому, что выросло поколение PEPSI, где сплошная химия. Люди совершенно не умеют снимать, за них все делает техника. Раскрыть человека они не могут, не умеют разговаривать, не умеют выбирать ракурс. Мне, напрмер, приятно, что перед общением со мной вы подготовились, зашли на сайт, почитали, пообщались с кем-то, в общем узнали кто я. Но когда журналист приходит на встречу и начинает спрашивать, где вы учились, какой ваш любимый композитор, то для меня это звучит... Что мешает сейчас зайти в Интернет и почитать? Ведь раньше все библиотеки переворачивали, а сейчас пятнадцать минут и ты уверенно владеешь информацией.
- Спасибо за комплимент в мой адрес. Как считаете, поколение NEXT может во что-то хорошее перерасти?
- Нет!
- Нужно менять на корню или немного направлять в другое русло?
- На корню менять нужно вот что: у хозяев сейчас странный подход, они берут не то, что лучше, а то, что дешевле. Если заметили, что в журналах глянцевых безобразные картинки. Потому что хороший фотограф, например, Шутов, ребята из каменного пояса, Токаев и другие берут хорошие деньги, но и снимают качественно.
- В каком направлении фотографии Вам интересней всего работать?
- Портреты, наверно. Пейзажи - очень хорошая тема, но в силу возраста уже не могу так сильно разрываться на темы. У нас в Челябинске есть фотографы пейзажисты мирового уровня, например, Игорь Амелькович.
- На вашем официальном сайте достаточное количество фото, только они ориентированы на более зрелую публику. Митяев, Караченцев, бардовские фестивали, кино фестивали. Есть ли у вас фото на молодежную тематику и работы, каких юных челябинских фотографов вас привлекают?
- Я смотрю на молодежь и понимаю, что она одинаковая. Новых интересных ситуаций я не вижу.
- А может не личностей в отдельности, а места скопления или еще что-то?
- Может, я бы и поснимал, если бы был заказ. Но пока никто мне не предлагал, а самому мне не интересно. Из молодых фотографов никто пока мой взор не заинтересовал.
С возрастом я стал критично относиться, поэтому и не берусь за данные фотографии.
- У вас есть и фото обнаженных моделей – это заказная работа или ваша инициатива?
- Это мне интересно. Вечная тема – женщины! Я не скажу, что кого-то копирую, может где-то в мире и есть одинаковое фото, о котором я даже не подозреваю, но считаю, что женская красота – это лучшее, что придумано природой. Надо снимать аккуратно и красиво, а для порно-сайтов, которых очень и очень много, снимать несложно. Фотография не должна вызывать эрекцию, а должны вызывать зависть, что есть такая девушка, но она не со мной!
- Кого из последних именитых людей вы фотографировали?
- Когда снимаешь, ты смотришь на следующей день на фотографию и говоришь себе, какой же ты молодец, просто гений. Проходит неделя, начинаешь думать: «Ну можно было переснять, вот здесь поправить, чуть-чуть добавить света». Проходит месяц и ты говоришь себе: «Обычное фото». Через год возмущаешься: «Ну что за говно?!».
Есть такие фото у вас, которые в течение всего времени вызывали восторг и восхищение?
- Нет. Ведь настоящий профессионал всю жизнь учится и развивается. Я смотрю на свои фотографии и говорю сейчас, что можно было снять лучше. Есть люди, которым нравятся мои фото, например, Георгию Жженову, Олегу Митяеву, Николаю Караченцеву. У них есть в коллекциях мои фото. Митяеву, например, практически все обложки фотографировал я.
- Как относитесь к выражению «Главное не фотоаппарат, а руки и голова»?
- Точное выражение. Если светлая голова и хорошие руки, то можно снять и на спичечный коробок. Был такой случай: я судил фотокросс, и молодой парень сделал фоторафию, за которую я поставил двойку из десяти балов. Фотография просто безобразная. Он ко мне подошел и спросил: «Почему двойка? Ведь у меня же Canon, он плохо снимать не умеет». Какой бы крутой ни был фотоаппарат, если снимает чайник, то хорошего кадра ждать бессмысленно.
- Молодежь практикует ломографию, сменографию и зенитографию. Прокомментируйте, здорово это, или немного извращенные приемы?
- На Западе в эпоху мыльниц было такое направление ломография. Вот это аппарат, созданный Ленинградским оптико-механическим объединением считался лучшим в мире компактным фотоаппаратом. У него отличная оптика, отличное качество. Его любили, лучше его не было, и стоил фотоаппарат очень дешево. «Зенит» когда-то был профессиональной камерой. Вообще, сменография, зенитография звучит смешно, потому что не понятно, каким объективом они снимали. Еще раз повторяю, снимает человек, а не фотоаппарат. «Смена» – великолепная машина для начинающих, великолепная машинка для альпинистов, потому что это - единственная камера, которая работает на морозе. Снимки хорошие, 30x40 можно спокойно печатать.
- Каждый день мы видим рекламу различных бюджетных цифровых фотоаппаратов. Какой вам действительно понравился и почему?
- Есть несколько аппаратов, достаточно серьезных. Хотя все их считают мыльницами. Но стоит уяснить, что это любительские камеры. Их нужно покупать чисто для себя. Поехал отдыхать, сфотографировал девушку, ребенка, берег моря, еще что-то. Большие размеры все равно не напечатаешь, потому что маленькая оптика. У меня у дочери подобный фотоаппарат, отличные делает снимки, но все равно – это любительский, и этим все сказано.
- В стране развиваются фото-порталы, такие как Геометрия.РУ, Найт Пати.РУ, бьютифул пипл. Направления работ: красивые люди, светские тусовки, глянец, гламур и так далее. Ваше отношение к этому?
- Я скажу, что это здорово, когда молодые ребята продвигают фото искусство, но когда они делают это непрофессионально или полупрофессионально, когда получаются с точки зрения искусства ужасные фото, то лучше вообще не пропагандировать подобные кадры, нежели публично заниматься плохими снимками.
- И последний вопрос на сегодня, как считаете искусство фотографии вечно?
Абсолютно, магия стоп-кадра велика. Когда и где вы сможете запечатлеть именно в эту секунду и в этот момент себя или еще кого-то? Скажу больше, может, в будущем мы будем печатать фото на серебряной, галаграмной бумаге, снимать на водородные фотоаппараты, но это только ускорит нашу работу, но искусство, глаз, подача неизменны всегда. Так что, прежде чем начинать щелкать, надо изучить теорию и практику изнутри!
- Спасибо за интересную беседу и за мудрые советы.
- Всегда пожалуйста.
P.S. Сайт фотохудожника Алексей Гольянова http://www.golyanov.ru/