Минувший год для отрасли мобильной связи стал экстраординарным по многим показателям. Весомый рост трафика, запрет на поставку телеком-оборудования, сложности с проведением взаиморасчётов с зарубежными партнёрами, кибератаки на телекоммуникационную инфраструктуру – всё это могло выбить из колеи кого угодно, но только не связистов. О существующем положении в отрасли и перспективах рассказал новый директор челябинского филиала Tele2 Кирилл Давыдов.

- Кирилл, до переезда в Челябинск вы работали в Волгограде. Как вам смена обстановки, команды? Успели почувствовать какую-либо специфику региона?

- Прошлый год внёс большие изменения в мою жизнь. У меня новая компания, новый большой регион и новые люди вокруг. Первое, что заметил, в Челябинске принципиально другой климат. Для меня – человека, выросшего на юге, тридцатиградусные морозы очень непривычны. Челябинская область – промышленный регион со своей спецификой, географией, природой, высокопрофессиональными и очень вовлеченными людьми.

- Как изменилось поведение пользователей Tele2 в Челябинской области за последний год? Какие услуги и сервисы стали пользоваться большей популярностью?

- Есть изменения в структуре потребления, но они не кардинальные. В первую очередь стоит отметить заметный рост интереса к внутреннему туризму – это касается и путешествий по самому региону, и по России.

Что касается нагрузки на сеть, то в отдельных локальных зонах мы наблюдаем волнообразный рост. В Челябинской области это, прежде всего, Чебаркуль, где располагаются пункты подготовки призывников. Аналогичные тренды наблюдаются и в других регионах. В остальном динамика передачи трафика осталась такой, какой была прежде. Рост за год в среднем составляет 20%. Потребление голосовых услуг продолжает показывать небольшую отрицательную динамику, но не потому что люди стали меньше общаться, а потому что значительная доля разговоров перетекает в мессенджеры. Это естественный процесс.

- Что происходило с развитием сети Tele2 в Челябинской области в течение года?

- Период глобальных изменений в стране длится третий год. Мы живём в эпоху новых вызовов. Наша задача — во что бы то ни стало обеспечить бесперебойную связь и быстрый интернет. Ответом на вызов времени стал запас прочности нашей сети, созданный в предыдущие годы. 2020 и 2021 годы были периодом колоссального взлета по модернизации и строительству объектов связи. В прошлом году количество базовых станций в Челябинской области увеличилось на 3%. Учитывая ковровое покрытие Tele2, эта цифра для нас значительная. За 2022 год модернизировано 15% действующего оборудования, активно строятся новые объекты связи. Инфраструктура создаётся не только в больших городах, но и в районах.

- А где именно проходила модернизация и расширение?

- В течение года модернизация и установка нового оборудования проходила в 29 районах по всей области, включая Карталинский, Корчинский, Чебаркульский, Кыштымский, Аргаяшский и Сосновский, а также в городах Копейск, Магнитогорск, Миасс и Златоуст. Есть населённые пункты, где благодаря Tele2 впервые появилась связь 4G. Это даёт нам возможность быть ближе к своим клиентам и задавать высокие стандарты в отрасли.

Директор челябинского филиала Tele2 Кирилл Давыдов.

- В течение 2022 года российские операторы мобильной связи отчитывались о снижении абонентских баз. При этом сами компании объяснили это отказом от раздачи SIM-карт и концентрации внимания на качестве подключений. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию в контексте Tele2?

- Рынок новых подключений продолжает стагнировать. Это действительно так. Экономическая ситуация последнего времени всё чаще толкает пользователей на оптимизацию расходов. Причём это общая тенденция для всех потребителей. В результате мы видим постепенный отказ людей от использования сразу двух SIM-карт в одном телефоне. Меняется ситуация и для операторов. Стоимость самого пластика и чипов за последние три года выросла в разы. Всё это настраивает игроков на более рациональное использование ресурсов. По этой причине операторы фокусируются на работе с оттоком, лояльностью, ростом качества базовых услуг, покрытия и т. д. Tele2 со своей стороны вкладывает значительные средства в клиентский сервис: это касается качества услуг связи, мобильного интернета, скорости, уровня обслуживания в точках контакта с клиентом, а также не относящиеся к ядру услуг связи сервисы. Мы проводим постоянный мониторинг предложений, которые есть у сторонних компаний и которые могут быть интересны нашим клиентам. В случае взаимовыгодного сотрудничества мы заключаем партнёрства. С каждым годом их число увеличивается.

- С какими трудностями пришлось столкнуться телеком-отрасли в минувшем году? Насколько сильно это повлияло на позиции Tele2?

- Влияние, конечно же, есть. В первую очередь это касается поставок оборудования. Как вы знаете, часть крупных вендоров объявили об уходе с российского рынка. При этом многие отработанные десятилетиями цепочки поставок, логистика и договорные отношения оказались нарушены. Но телеком-компании всегда планируют развитие сети на большие периоды и запас на складах есть.

Оператор Tele2.

- Не получится ли так, что из-за ухода крупнейших поставщиков оборудования возникнет дефицит, следствием которого станет снижение качества связи?

- Ответ на ваш вопрос я бы разделил на две части: первая – это железо, вторая – это программное обеспечение. В случае с оборудованием – оно есть у всех игроков. Мы всегда делали запасы под строительство и расширение сети с горизонтом планирования 1,5-2 года. То же самое успели сделать и в 2022 году. Сейчас мы общаемся с вендорами из разных стран по вопросам поставок оборудования. Вместе с тем Tele2 участвует во всех процессах, связанных с импортозамещением. Решению проблем с дефицитом инфраструктурного оборудования должен способствовать недавно созданный индустриальный центр компетенций по замещению зарубежных цифровых продуктов в сфере мобильной связи. В отрасли есть компании, готовые разработать и поставить нужные нам технологические решения. Учитывая эти факторы, мы рассчитываем, что поставки оборудования восстановятся за год.

Что касается софта, то постепенно находится замена и ему. Появляется огромное количество российских программных продуктов, о существовании которых ранее мало кто знал. Крупные компании предпочитают переводить разработчиков к себе в штат, набираются новые команды, перед которыми ставятся очень амбициозные задачи. У Tele2, к слову, большая часть ИТ-подсистем и до ситуации 2022 года были российскими: биллинг, CRM (система управления взаимоотношения в клиентами), SMS-центр, система приема платежей и т. п. Ну, а оставшийся зарубежный софт постепенно заменяют на решения российских поставщиков. В целом мы делаем все возможное, чтобы не допустить деградации качества услуг.

- Что будет происходить с ценами на мобильную связь в ближайшей перспективе? Как на это стоит реагировать клиентам?

- Долгое время мобильная связь в России дешевела вне зависимости от экономической ситуации. Во многом это было связано с высокой конкуренцией на рынке. Но сейчас ситуация изменилась, и наша задача – поддерживать качество услуг на высоком уровне. Все понимают, что есть определённые вещи, на которых нельзя экономить. Просаживать качество в угоду цене сейчас невыгодно. Этот стратегический подход прослеживается у всех игроков рынка. Очень важно, чтобы у компаний были ресурсы, чтобы развиваться. В любом случае мы будем делать все возможное, чтобы сохранить комфортный уровень цены для клиента.

Директор челябинского филиала Tele2 Кирилл Давыдов.

- Каковы ваши прогнозы по развитию рынка мобильной связи в Челябинской области на 2023 год?

- Мы ожидаем, что в будущем году ключевым драйвером роста останется мобильный интернет. По нашим оценкам, трафик вырастет примерно на 20% к уровню 2022 года.

- Изменятся ли подходы Tele2 к развитию сети из-за ограничений на поставки оборудования и нестабильной экономической ситуации?

- Главный фокус сейчас направлен на оптимизацию оборудования. Мы понимаем, что нам какое-то время придётся использовать его в таком режиме. Мы точно не допустим ситуаций, при которых связь исчезнет и деградирует в покрытых прежде местах. Также не будет ситуаций, когда мы не смогли достроить базовую станцию при стремительно растущем трафике. Мы точно не будем заниматься переносом базовых станций и другого оборудования с наших объектов. Везде, где связь есть, она останется и будет качественной. Это главный приоритет. Развитие в новых местах будет зависеть от ряда факторов, но в 2022 году мы запускали новые объекты и сделаем все, чтобы они были и в 2023 году.