«Вежливость для каждого» - под таким лозунгом 29 июня 2006 года в Екатеринбурге прошел круглый стол на тему «Мобильный этикет», инициатором которого выступила компании «Вымпелком» [Билайнтм]. Таким образом, уральский регион подключился к национальной акции Билайнтм по формированию свода правил, описывающих этику общения по мобильному телефону.
В мероприятии приняли участие журналисты, деятели искусства, спорта и бизнеса со всего Урала. Среди участников встречи были замечены лидер группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец, биатлонист, двукратный Олимпийский чемпион Сергей Чепиков, директор группы «Смысловые галлюцинации» Олег Гененфельд, региональный директор Уральского региона ОАО «ВымпелКом» Олег Близнюк и многие другие.
«Сотовая связь сегодня – это социальное явление: ключи, деньги, телефон, - вот те три вещи, которые берет с собой человек, выходя из дома. Плюсы мобильной связи очевидны: она предоставляет разнообразные возможности для общения: голосового, с помощью мультимедийных сервисов, передачи данных, доступа в Интернет. Однако все сталкивались с ситуациями, когда использование этих возможностей приносит дискомфорт или мешает окружающим», - заметил г-н Близнюк.
Широкое распространение мобильных телефонов приводит к формированию норм этики связанных с их использованием. Как выяснилось, в России культура общения по мобильному телефону пока не на высоте. Об этом свидетельствуют результаты исследования под названием «Правила мобильного этикета», проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring совместно с компанией «Вымпелком».
Среди пользователей мобильной связи России абсолютное большинство респондентов придерживается мнения, что мобильное общение в целом не должно мешать окружающим, однако только 53% из них выключают телефон при посещении театров, выставок, кино и концертов и 56% не отвечают на звонки во время встреч по бизнесу.
Как было отмечено на круглом столе, сегодня уже можно говорить о понятиях «до-мобильного» и «мобильного» человека. Человек XXI века уже однозначно - homo mobiles. За десятилетие своего существования мобильная связь настолько изменила природу отношений в обществе и само общество, что пришло время формировать и нормы общения по мобильному телефону, которые могли бы дополнить собой привычные всем правила этикета. В этом мнении сошлись все участники круглого стола. Но если деловой этикет и протокол уже часть культуры, как сформировать нормы и правила в мире мобильного общения?
Основные тенденции этого вопроса в российском обществе озвучил Олег Близнюк:
- Большинство опрошенных, а именно 79% считают неприличным поведением громко и долго разговаривать по телефону на деловой встрече или совещании. Всего лишь половина - 49% респондентов переводят телефон в беззвучный режим, чтобы мелодия звонка не мешала окружающим, а 36% все-таки отвечают на звонки.
Если посмотреть на окружающих нас людей, то все не так хорошо или плохо. И тому много примеров. Например, некоторые мои друзья и знакомые не считают нужным выключать звуковое сопровождение вызова при нахождении в театре или в кино. Признаться честно мне и самому практически никогда не приходило в голову выключать мобильник в Оперном театре или другом культурном месте. Я всегда отключаю звук и только.
Вполне адекватным является то, что 75% респондентов считают некорректным использовать различные приложения или игры на мобильном телефоне, находясь в общественном месте, при включенном на большую громкость звуковом сопровождении. Однако 19% уверены, что это вполне допустимо, потому что никому не может помешать. Как это не странно, но в междугородних автобусах или пригородных поездах громкость при работе Java-игр возрастает в 2, а то и в 3 раза. Естественно, что это мало кому может доставлять удовольствие.
Большая часть опрошенных пассажиров самолетов выключает мобильный телефон во время авиа-перелета, считая это элементарным требованием безопасности. При этом, если кто-то из пассажиров не выключил телефон, только четверть опрошенных пассажиров попросят его сделать это.
Еще одним этическим правилом является то, что «разговоры по мобильному телефону не должны нарушать свободу и личное пространство окружающих». Более ¾ всех респондентов считают, что когда они звонят на мобильный телефон, необходимо поинтересоваться, удобно ли человеку говорить в этот момент. Но на деле получается не всегда так. Бывают случаи, когда ну абсолютно нет возможности вести разговор по телефону. Мобильный может по определению находиться где угодно: в бане, в транспорте, в театре… Поэтому практически все члены круглого стола сошлись в позиции, что спросить о возможности ведения разговора собеседника необходимо.
Кульминацией круглого стола стало обсуждение самого «святого» и наболевшего – полифонических мелодий и рингтонов [реалтонов]. «Я не знаю, как с этим бороться. Но меня очень сильно раздражают громкие фразочки через каждые 2 минуты типа «Возьми трубку!!». Я каждый раз вздрагиваю», - пояснил свою позицию Олег Гененфельд. Сложно поверить, что все эти рингтоны нравятся самим обладателям, просто это модно, эпатажно и привлекает внимание. Что касается полифонии, то здесь ситуация ничем не лучше. В народе родились даже анекдоты про звук «Бумера» из мобильников стоящих возле городского клуба людей. Бороться с этим можно только, прививая элементарную культуру и вкус.
В процессе обсуждения ключевым моментом стал разговор о взаимоотношениях детей и мобильных телефонов. Прежде всего, любой из родителей хочет постоянно быть на связи со своим ребенком. Но что делать, если устройство коммуникации и общения превращается в некоего монстра, который занимает внимание, не позволят учиться в школе? На этот вопрос не получилось дать четкого ответа. Но вполне реально, если ребенку дать бюджетный телефон без функций развлечения и мультимедиа, он не станет уделять ему много времени.
По мнению пользователей, «правила мобильного этикета» — это [приведена тройка лидеров]:
- уважительно вести беседу;
- выключать телефон при необходимости;
- не говорить громко в общественных местах.
Всего в результатах представлено более 40 мнений, в их числе есть и, вызывающие улыбку, например, «не баловаться», «не бросать трубку внезапно», «не хвалиться телефоном», «не отвечать по чужому аппарату», «здороваться и прощаться».
9 из 10 респондентов приветствуют пропаганду правил мобильного этикета в обществе [особенно среди детей, по результатам исследования ROMIR Monitoring]. Удивительно, но почти половина из них затруднилась ответить на вопрос, в чем именно заключаются эти правила. На самом деле логично, что «мобильный этикет» - это продолжение общепризнанного и делового этикета. Проблема в том, что «феномен сотового телефона» еще очень молод, он появился относительно недавно, это не столовые ножи и вилки или бизнес протокол. Именно поэтому для формирования культуры общения нужно время и желание самих людей постоянно находиться в комфортных условиях.
Одним из итогов Круглого стола стало объявление сразу двух конкурсов – для пользователей мобильной связи в целом и для журналистов. Абонентам предложено сформулировать самое оригинальное или практичное правило «Мобильного этикета», а СМИ - представить самый оригинальный материал на тему мобильной этики. Итоги конкурса будут объявлены уже этой осенью - на балу уральской прессы.
Разница мнений и спектр проблем, которые задевает вопрос использования мобильных телефонов в современном обществе, привели экспертов к мнению о необходимости привлечения широкой общественности к формированию правил «Мобильного этикета». И это действительно правильно, поскольку только наша с вами информированность поможет сформировать нормы общения в современном мире. Давайте быть вежливыми и соблюдать «Мобильный этикет»!
P.S. Минимальные набор правил «Мобильного этикета»:
- Удостоверьтесь, что ваш телефон выключен или работает в бесшумном режиме во время встреч или совещаний, отвечайте на звонки и посылайте SMS только в случаях крайней необходимости;
- Если вы ожидаете важного звонка во время совещания, предупредите об этом заранее. Когда раздастся звонок, извинитесь и постарайтесь выйти из комнаты, не привлекая внимания;
- Не прерывайте разговор на полуслове, чтобы ответить на звонок;
- При совершении делового звонка поинтересуйтесь, удобно ли вашему собеседнику разговаривать;
- Поменяйте установки телефона, чтобы кнопки нажимались бесшумно;
- Выберите отчетливую, но не раздражающую мелодию;
- Не оставляйте мобильные устройства на столе, если включен режим вибрации
- Заблокируйте клавиатуру, чтобы избежать случайных нажатий;
- Не забывайте забирать телефон с собой, если вы покидаете рабочее место, или переводите его в бесшумный режим;
- Уточните у начальства, как именно допустимо использовать телефон на рабочем месте.