Возможность сохранения номера телефона при смене сотового оператора может быть введена в России с начала 2014 года. Об этом свидетельствует проект изменений в закон «О связи», подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций. Однако крупнейшие сотовые операторы отнеслись к этой идее скептически, посчитав, что их затраты на организацию переносимости мобильного номера будут чрезмерно высокими и несоответствующими реальному спросу со стороны абонентов.

Минкомсвязи России подготовило проект закона о переносимости номеров, который планируется принять к 1 января 2014 года. В проекте предлагается обязать мобильные компании бесплатно сохранять номер абонента при отсутствии задолженности по договору, если клиент переходит к другому оператору. Также предлагается позволить абонентам и компаниям не обращаться к федеральному органу власти за согласием на эту операцию.

Министерство также планирует обязать операторов предоставлять сведения о сохранении номеров в базу данных, а также финансировать ведение этой базы за свой счёт. При этом суммарные затраты сотовых компаний на модернизацию сетей связи могут составить порядка 400 миллионов долларов. Создание базы обойдётся в 10 миллионов долларов, её ведение – ещё в миллион долларов ежегодно.

По оценкам экспертов, услугой «переносимости номера» (MNP - Mobily Number Portability) в России будут готовы воспользоваться порядка 4 миллионов абонентов из 220 миллионов. Это всего 2% от общей абонентской базы. Принимая в расчеты все цифры, получается, что переход абонента в среднем будет стоить оператору 100 долларов (приблизительно 3 100 рублей). Эта сумма могла бы стать платой за сохранение номера при смене оператора. Однако в тексте поправок в закон «О связи» чётко говорится, что за «переносимость» номера не должна браться какая бы то ни было плата.

MNP выгоден, в первую очередь, региональным сотовым операторам, тогда как «Вымпелком», МегаФон и МТС воспринимают эту инициативу настороженно.

Министерство связи и массовых коммуникаций.

Операторы в один голос отмечают, что готовы реализовывать весь необходимый комплекс мер, который потребуется от них после официального вступления в силу данного законопроекта, поскольку документ подготовлен в соответствии с поручением Президента России. Однако указывают на явную несправедливость в отношении расходов, которые должны будут лечь на их плечи.

«Мы внимательно следили за дискуссиями, которые шли по этому вопросу в «Открытом Правительстве». Утверждение о том, что затраты операторов связи на реализацию данной услуги будут минимальны, не соответствуют реальной ситуации. По нашим оценкам, затраты одного оператора на внедрение MNP на сети в целом с учетом доработок IP-систем составят как минимум 50-60 миллионов долларов в зависимости от технической схемы реализации. Мы надеемся более подробно обсудить этот вопрос на Научно-Техническом Совете, который состоится в Минкомсвязи 1 июня. Более того, помимо единовременных инвестиций, операторы будут вынуждены на постоянной основе отчислять не менее 10 миллионов долларов в год на содержание клиринговой компании, аккумулирующей номерную ёмкость», - сетуют в «Вымпелкоме» (работает под брендом «Билайн»).

Схожая позиция и у МегаФона:

«Мы считаем, что введение принципа «переносимости номеров» даст больше возможностей нашим существующим и потенциальным абонентам. При этом, по нашим данным, 93% абонентов «МегаФона» не планируют менять оператора. С технической точки зрения, на данном этапе крайне важно определить схему реализации инициативы, поскольку именно от этого будет зависеть объем капитальных затрат. В настоящее время никто ещё не предложил нам технического способа реализации «переносимости». При этом предстоит решить один из самых сложных вопросов о переадресации трафика. В случае смены абонентом оператора связи, кто за это будет платить? Данный вопрос на уровне Минкомсвязи нами пока не обсуждался. Со своей стороны мы готовы предоставить всю необходимую экспертизу».

В МТС приводят пример абонентов, которые и сейчас без особых проблем меняют операторов, тем более, что сейчас есть бесплатные услуги оповещения о смене нормера. В таком случае SMS с новым номером рассылаются всем звонивним по старому номеру. Это подтверждает статистика продаж SIM-карт в 2011 году. Только «большая тройка» продала более 100 млн SIM-карт в России, где порядка 140 млн жителей. Тех абонентов, которые лояльны к одному оператору на протяжении нескольких лет – большинство и, как правило, их удерживает не номер, а интегрированные услуги и сервисы, которые предлагает этот оператор.

«Один из основных вопросов в реализации инициативы заключается в том, кто станет держателем номерной базы абонентов, и как будут регламентированы эти отношения. Технически переход от одного оператора к другому с сохранением номера потребует сложной, а следовательно дорогостоящей цепочки переключения вызова на абонента. В настоящее время МТС производит перерасчеты возможных затрат на внедрение MNP», - заявляют представители МТС.

В России с 2014 года введут возможность сохранения номера при смене оператора.

В «Ростелекоме» говорят о том, что прогнозы по услуге переносимости номера можно будет сделать тогда, когда появится нормативная база, четко прописанные процедуры и правила в цепочке взаимоотношений «оператор-абонент-оператор», как с технической, так и с экономической точек зрения. Без прописанных правил адекватно оценить затраты и необходимые меры по реализации переносимости не представляется возможным. «В разработке нормативной базы «Ростелекоме» готов принять участие. Потребуется довольно масштабная разработка новых и изменения в действующие нормативные документы. Начиная с того, что ресурс нумерации выделяется пока конкретному оператору, который за него платит».

В поддержку MNP выступают в Tele2. В компании уверены, что это вынудит операторов лучше заботиться об абонентах. «К нам регулярно обращаются абоненты других операторов связи с вопросом, могут ли они стать нашими абонентами с сохранением номера, которым они пользуется уже много лет. С подобными запросами сталкиваются и другие операторы связи. Введение MNP ограничит возможности операторов влиять на количество новых подключений через свои сети продаж. Поэтому операторы должны либо искать новые инструменты стимулирования сети продаж на смену абонентами оператора, либо фокусироваться на маркетинговых коммуникациях с потенциальными абонентами. Выиграют те операторы, которые смогут произвести эту перестройку стратегии наиболее эффективно. Запуск услуги переноса номера для почти 21 миллиона абонентов Tele2 Россия составит 10-15 миллионов евро. Или 20-35 рублей затрат при пересчете на 1 абонента компании».

Часть экспертов подтверждает тот факт, что введение принципа «переносимости номера» будет способствовать усилению конкуренции на рынке мобильной связи в России. Однако есть и те, кто считает, что введение принципа MNP будет на руку, прежде всего, «Ростелекому», которому необходимо набирать абонентскую базу, а сделать это на полностью зрелом рынке крайне затруднительно без помощи со стороны государства.

В пользу того, что «переносимость номера» будет запущена в России в течение ближайших двух лет говорит тот факт, что новый министр связи Николай Никифоров является одним из сторонников введения в России принципа MNP. В Татарстане под его руководством была даже развернута соответствующая опытная зона оператором МТТ. К тому же незадолго до ухода из Кремля нынешний председатель правительства Дмитрий Медведев поддержал данную инициативу и выдал соответствующее поручение Минкомсвязи, которое теперь сам Никифоров и будет выполнять.

В России введут принцип MNP.

Для отдельной части абонентов (по оценкам это 1,5-2% от общего числа) MNP в целом может представлять интерес. Однако введение принципа сохранения номера потребует от оператора смены тарифной политики или же информирования пользователей о том, что, например, они звоня на номер, изначально выданный МТС, и рассчитывая на бесплатный звонок внутри сети, будут платить по тарифу за звонок на номер другого оператора. Проблема усугубляется наличием в России разной тарификации при нахождении в «родном регионе» и за его пределами. Например, вы будете из Екатеринбурга звонить внутри сети на мобильный номер Нижнего Тагила, а этот номер на самом деле подключен к совершенно другому оператору в Новосибирске. Вместо бесплатного или относительно дешёвого звонка вы получите вызов за 10 рублей за минуту. Пока такие проблемы и механизмы никак не регламентированы, что вызывает у сторон беспокойство.

В настоящее время операторы выдают номера абонентам из ресурсов нумерации, которые выделяются и закрепляются за конкретными компаниями. Передача ресурса нумерации от одного оператора другому допускается только с согласия федерального органа власти в области связи.

 

В настоящее время принцип сохранения номера действует более чем в 60 странах мира. Из стран СНГ первой MNP ввела с начала этого года Белоруссия. Для сохранения номера при отключении от какого-либо оператора абонент должен подать соответствующее письменное заявление, после чего, получив «открепительный талон», обратиться уже к новому оператору. На выполнение процедур уходит до трех дней, в течение которых номер не доступен. Менять номер можно не чаще одного раза за 90 дней, возможность такой миграции доступна только между сотовыми оператора стандарта GSM.

За уход с сохранением номера белорусский МТС взимает плату, эквивалентную 55 российским рублям, а сотовый оператор «Мобильные цифровые сети» - 300 рублей. Третий оператор – «Бест» - осуществляет это бесплатно. При звонках на номера абонентов, сменивших оператора, звонящих информируют специальным голосовым сообщением. Это необходимо для того, чтобы абонент был в курсе, когда он совершает льготные внутрисетевые вызовы, а когда – нет.

Остаётся надеяться, что от введения принципа сохранения номера при смене оператора, если такое случится, рядовые пользователи и абоненты не проиграют. Главное сначала подумать, а потом отрезать.