Несмотря на информационный ажиотаж, который более 10 лет сопровождает тему больших данных, реально аналитику в своей работе использует лишь каждое двадцатое предприятие в России. В основном это банки, телеком-операторы, крупные розничные сети, онлайн-ритейл, рекламные площадки, а также федеральные транспортно-логистические компании. А вот в управлении городским хозяйством, планировании нагрузки на социальную инфраструктуру, развитии внутреннего туризма и изучении миграции большие данные практически не используются. О современных трендах в аналитике, барьерах, влиянии санкционной политики и точках роста мы говорили с Александром Сафоновым, руководителем службы развития продуктов больших данных Tele2.
- Компании, обладающие большими данными, уже не первый год пытаются монетизировать эти самые данные. Но, по моим субъективным ощущениям, рынок всё так же плохо развит. Как бы вы оценили положение российского рынка больших данных? Что с ним происходит? Какую динамику вы видите?
- Я бы разделил рынок на два больших сегмента. Первый – связанный с государственным и городским управлением, а второй – чисто коммерческий, куда относится крупный и средний бизнес. И динамика по ним очень разная.
Если говорить о госуправлении, то ситуация там действительно пока не очень позитивная. На конференциях заказчикам достаточно часто задают вопросы формата: «Вы запустили пилотные проекты по аналитике больших данных, а что в итоге это вам дало? Что улучшилось?» Сложность в том, что в этом секторе нет устоявшейся практики долгосрочной оценки эффективности пилотов. Есть большая вероятность, что к моменту появления значительных результатов могут пройти 3-4 года, люди, запускавшие этот проект, поменяют работу, а новые сотрудники не всегда тратят своё время на изучение тонкостей проектов, запущенных когда-то до них. Всё это не позволяет получать релевантную оценку эффективности. Это снижает уровень доверия к аналитике и становится основным барьером для развития, мешает запуску новых решений. Ситуация характерна для всех регионов.
В случае с реальным бизнесом механика совершенно другая. Все заказчики изначально приходят с пониманием, чем должен закончиться проект: они нацелены на измеримый результат. У проектов с бизнесом три пути. В первом случае гипотеза может не подтвердиться – тогда нам говорят, что решение неэффективно и продолжать работать по нему бессмысленно. Во втором – фиксируют конверсию и переходят к заключению контракта. При третьем сценарии мы тестируем гипотезы ещё какое-то время. Обмен результатами между нами и клиентом идёт сразу же. Появляется доверие к большим данным.
- Какие отрасли бизнеса вы можете отнести к лидерам по уровню доверия к большим данным?
- В первую очередь это финтех и весь финансовый сектор. Они уже долгое время используют разные решения в своей работе, резервируют значительные бюджеты на закупку данных и активно вкладывают в развитие аналитических систем обработки в своём контуре, включая скоринг, который по факту и создал рынок big data. Также стоит отметить крупный ретейл, который тоже много делает для развития этой сферы. В этих компаниях есть свои команды, они много экспериментируют с большими данными с новыми технологиями, той же видеоаналитикой. Именно в ретейле впервые начали использовать камеры для изучения поведения покупателей и отслеживания конверсии от тех или иных маркетинговых инструментов. Это направление продолжит своё развитие. В то же самое время, если бизнес в стране будет схлопываться, то и использование аналитики больших данных вслед за рынком будет снижаться. Нынешний год в этом плане стал очень информативным.
- А в чём именно заключается информативность?
- В сделанных выводах. Например, изначально у нас была ставка на финансовый сектор. Под него делались многие продукты, в этом сегменте была самая высокая маржинальность. Но весной мы все увидели, что банки реже одобряют потребительские кредиты. Одновременно с этим начался бурный рост микрокредитования, и мы подхватили этот тренд. Мы также увидели риски в сегменте развития территорий административными центрами. Общая ситуация негативно сказалась и на ретейле.
- А есть ли какие-то бизнесы, которые продолжают расти в это непростое время?
- Да. Спрос на аналитику в финансовом секторе никуда не уходит. Правда, наблюдается смена фокуса. Если раньше в лидерах был скоринг и верификация, то сейчас – антифрод. Борьба с мошенниками интересна для всех без исключения банков. Компании готовы вкладывать большие деньги в развитие этого направления. Здесь мы видим очень большой рост.
Ускоренными темпами растёт рекламное направление. Традиционные каналы, через которые мы общаемся с нашей аудиторией, а это голос и SMS, стали только популярнее. Причина в том, что цена на рынке цифровой рекламы значительно выросла после ухода крупных иностранных компаний и рекламных платформ. На рынке остались только российские игроки, которые воспользовались ситуацией и подняли цены. В итоге многие рекламодатели начали перераспределять свои бюджеты на классические каналы. И SMS-канал здесь стал одним из лучших: вы можете получить крайне эффективную точку контакта при минимальной цене. Инвестиции, которые мы направляли на эти цели ещё в прошлом году, показали высокую доходность. Это притом, что рекламный рынок в России в целом показывает снижение. В 2023 году ожидается значительное сокращение бюджетов, но классические каналы из-за дешевизны размещения могут в общей массе сохранить тенденцию к росту, а диджитал-каналы рискуют существенно просесть из-за своей ценовой политики.
- Как на отрасли больших данных сказывается нынешняя геополитическая обстановка, санкции, ограничения на проведение финансовых транзакций?
- С точки зрения оборудования для хранения данных год назад наблюдались логистические сложности с поставками из-за коронавируса и дефицит GPU-карт. Всё это существенным образом замедляло возможности для развития отрасли. А в марте возможности закупать некоторое новое оборудование не стало вообще. Но на нас это не сильно повлияло, потому что мы всегда планировали закупки на несколько лет вперёд. Образовавшийся резерв позволяет нам работать практически в той же корзине продуктов, продолжать расти источниками данных, глубиной хранения ближайшие полгода. То есть по серверному железу у нас нет проблем. Сейчас мы видим, что постепенно цепочки поставок начинают формироваться заново, и это вселяет оптимизм.
Другая тема – это коммутаторы. И на рынке складывается не самая приятная ситуация. Простые коммутаторы есть на рынке Китая, и частично мы пользовались этим оборудованием. Но коммутаторы высокого уровня, осуществляющие агрегацию между стойками, или уровня дата-центров отсутствуют в свободном доступе. И здесь мы решили пока не делать супероптимизацию и оставаться в старой архитектуре. Если бы у нас было это оборудование, можно было бы ускорить расчёты, сократить время обмена данными между подсистемами и кластерами.
Если говорить про системное ПО, то в конце 2021 года мы начали переход на модель Open Source. Причём готовились к этому давно в первую очередь из-за экономической составляющей. Мы много платили за поддержку лицензий одному американскому вендору, а по факту не получали качественного сервиса 24 на 7. В итоге, когда западные вендоры начали покидать российский рынок, на нас это не оказало никакого влияния. Косвенно нас коснулась ситуация с комплексом аналитических решений Teradata и IBM, но благодаря нашей IT-команде удалось найти решение.
По программному обеспечению для разработчиков рынок столкнулся с нюансами при работе с Git-репозиторием кода (прим.: с помощью Git можно откатить свой проект до более старой версии, сравнивать, анализировать в разных периодах). Но нас это также не коснулось, поскольку мы заранее перенесли свою инсталляцию в контур Tele2, а не хранили её в облаке. Возможно, это неидеально с точки зрения коллабораций с другими командами, но с точки зрения безопасности это стало правильным решением. Сейчас в рамках совместной работы мы используем лучшие решения на рынке: та же система Jira стоит у нас в контуре. С партнёрами и внешними командами продаж мы используем Miro, Trello. Там есть риски, но мы к ним готовы. У нас уже есть альтернативы.
Что касается решений для визуализации аналитики (BI), то мы активно задействуем такие решения для формирования отчётов. И в конце прошлого года мы закончили переход на постоянные лицензии и перестали использовать поддержку через облако. Это позволило прожить год без каких-либо проблем. На новый год мы уже заложили бюджеты для миграции на веб-разработку собственных решений.
- Каковы ваши прогнозы по использованию больших данных в сфере управления городской средой, транспортом, туризмом, ЖКХ, социальной, образовательной и культурной инфраструктурой в российских городах и регионах?
- Я считаю, что рынок в целом будет сокращаться ввиду изменившейся геополитической реальности. Государственные бюджеты будут перераспределяться на что-то другое: ту же социальную инфраструктуру. При этом, скорее всего, ДИТ Москвы не уйдёт с рынка и останется крупнейшим потребителем аналитических данных. Возможно, что в отдельных города-миллионниках будут появляться значительные бюджеты на аналитику. В первую очередь этого стоит ожидать в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – для развития туристической отрасли, в Екатеринбурге, Перми и Новосибирске, как в крупных экономических и индустриальных центрах. Но общий объём денег на рынке будет падать.