HDTV на слуху не первый год. Говорят, это завтрашний день телевидения, кардинально меняющий привычное представление о телепросмотре. Главная фишка HD – яркая, четкая и сочная «картинка». Изображение в HD на большом экране способно заворожить, в чем легко убедиться в любом супермаркете электроники, выбирая новый телевизор. Впрочем, совершив покупку и подключив к новенькой панели ТВ-кабель, мы часто чувствуем себя обманутыми. Качество картинки совсем не то! Попробуем разобраться и расставить все точки над «i» в вопросах HD-телевидения.
Покупая телевизор, мы наслаждаемся качественным изображением на экранах с маркировками FULL HD или даже 4K. Но когда дома новенький телевизор начинает показывать совсем не то, что в магазине, мы чувствуем разочарование. Где та чёткость, яркость и контрастность? Почему картинка расплывается? Чаще всего люди грешат на телевизор. Но он тут ни при чём. Дело в телевидении, вернее в принимаемом им телесигнале.
Современные телевизоры работают в стандарте HDTV (High-Definition Television) — это телевидение высокой чёткости, предполагающее разрешение изображения 1920х1080 точек. Соотношение сторон при этом 16:9. А вот пока более привычное аналоговое телевидение — это формат 4:3 с разрешением в 5 раз меньше (720х576 точек). Именно поэтому современный телевизор, подключенный к эфирному или кабельному ТВ, начинает показывать размытую и растянутую картинку, искажая пропорции присутствующих в кадре людей и предметов.
Вывод? Новый телевизор требует нового телевидения. Покупая одно без другого, пользователь получает сомнительное качество и сомнительное удовольствие. Производители телевизоров не заостряют на этом внимания, но это действительно важный момент.
Складывается парадоксальная ситуация. Телевизоры у нас современные, а телевидение – прошлого поколения. Тем не менее, Россия, как и другие страны мира, включилась в процесс перехода на HDTV. Российский телеком-рынок развивается по пути европейского и американского, где HDTV получило самое широкое распространение. Проникновение услуги в США, к примеру, составляет 75%, в Бельгии – 56%, во Франции – 42%, а в Великобритании – 28%. В странах Европы транслируется более 700 (!) HD-каналов.
Что касается России, то к концу первого квартала 2014 года в нашей стране доступно 110 HD- каналов. За год их количество выросло почти вдвое, и это один из факторов, подстёгивающих подключать не просто цифровое телевидение, а именно телевидение высокой чёткости, которое многие операторы предоставляют с существенной скидкой либо вообще бесплатно (в довесок к стандартным цифровым каналам).
По оценкам аналитиков, распространению HDTV в России способствует несколько факторов. Во-первых, стабильный рост количества телевизоров с поддержкой HD в домохозяйствах. Например, на начало 2014 года 34% всех телевизоров в России поддерживали HD. Во-вторых, существенное увеличение количества HD-каналов (с 8 в 2010 году до 110 к апрелю 2014 года) и их популяризация как самими каналами, так и операторами платного ТВ.
- Аудитория становится все более требовательной к качеству изображения и хочет получать зрелищные программы. Согласно прогнозам Screen Digest, средний рост домохозяйств с HDTV в России к 2016 году составит 107% в год. При этом в стране в настоящее время есть огромный потенциал для роста. Сегодня домохозяйств с HD-телевизорами в 5-7 раз больше, чем тех, кто принимает платный HD-сигнал, - приводит данные Григорий Лавров, директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе.
Свою роль в популяризации HDTV внесла Олимпиада в Сочи. В канун игр часть операторов решила предоставлять доступ к спортивным каналам бесплатно. Около 30% абонентов после этого решили продолжить просмотр телевидения высокой чёткости уже на платной основе. Эта реакция стала результатом прямого сравнения качества картинки стандартных и HD-каналов.
Одним из операторов, который пошел на этот эксперимент, был «Дом.ru». Компания сделала ставку на HDTV ещё летом 2012 года, начав поэтапный запуск услуги HD-телевидения «Дом.ru TV», который завершился в апреле прошлого года. После запуска услуги индекс потребительской лояльности NPS (готовность рекомендовать услуги компании) «Дом.ru» как оператора платного ТВ вырос в четыре раза.
Пользователи «Дом.ru TV» в стартовом и дополнительных пакетах могут смотреть 159 цифровых телеканалов, сразу 52 из которых – в HD-формате (это максимум на рынке платного ТВ России). Также абонентам компании доступна бесплатная видеотека (60 тысяч видеоконтента), доступ с экрана телевизора к социальным сетям «ВКонтакте» и «Инстаграм», сервисам «Караоке», 2ГИС, Sportbox.ru, новостям, прогнозу погоды и курсу валют, функции управления эфиром.
Уже в мае в продажу поступит ТВ-приставка второго поколения, которая откроет дополнительные возможности для абонентов. К базовым сервисам будут добавлены: мультискрин (просмотр ТВ с мобильных устройств), catch-up (просмотр телеархива в течение 3 дней после эфира), видео по запросу от мировых киностудий, многоуровневый поиск контента.