Из-за кризисных явлений в экономике России зрители всё чаще отказываются от походов в кинотеатры, предпочитая просмотр развлекательного контента на домашнем телевизоре или на мобильном устройстве. Интернет-проект «Будь мобильным» решил найти альтернативу классическим кинотеатрам. Что из этого получилось, читайте в нашем материале.

Кинотеатр.

Желание сэкономить на развлечениях и отдыхе привело к оттоку зрителей из кинотеатров. По подсчетам специалистов независимого проекта Movie Research впервые с 2002 года посещаемость кинозалов в России не выросла. В 2014 году впервые за 12 лет количество посетителей кинотеатров упало на 0,2% в сравнении с 2013 годом. В январе 2015-го это падение ускорилось до 7%. Главная причина такого положения дел – высокая стоимость билета. И если год назад зрители с этим мирились, то в разгар экономического кризиса на походах в кино стали экономить.

Как отмечают эксперты, люди при этом не отказываются от просмотра фильмов. Они просто меняют классические кинотеатры на Интернет и интерактивное телевидение, где цена просмотра видеоконтента в разы ниже, чем на широком экране. Помимо этого, зритель может получить необходимый контент в любое время дня и ночи, а в качестве экрана использовать телевизор, компьютер или мобильное устройство.

В ближайшем будущем этот тренд лишь усилится, полагают аналитики. Не последнюю роль в процессе играют операторы интерактивного телевидения и поставщики мультимедийного контента.

К примеру, средняя цена «похода в кино» на Урале составляет 260 рублей на человека (в пятницу и выходные дни – дороже). А вот просмотр лицензионного фильма по запросу в высоком разрешении со стереозвуком в домашних условиях обойдётся в среднем в 60 рублей. При этом зрителем может стать не один человек, а целая группа. И это без учёта, что часть контента размещается в Интернете вообще бесплатно.

Ну, а так выглядит сводный рейтинг десяти городов по стоимости просмотра фильмов на одного человека в городах Уральского федерального округа (совокупные данные по кинотеатрам, 1 квартал 2015 года):

Лидером по ценам в УрФО является Екатеринбург и города ХМАО и ЯНАО. А вот Первоуральск, Серов, Ноябрьск и Ишим расположились в конце списка. Здесь поход в кино обойдётся в 200 рублей.

Со своей стороны, интернет-проект «Будь мобильным» решил сравнить цену просмотра художественных фильмов в кинотеатрах с тем же самым контентом, но в кабельных сетях операторов платного телевидения и самых востребованных интернет-порталов.

В подборку были включены сервисы, наиболее распространенные для просмотра легального видео на домашних телевизорах, компьютерах, планшетах, мобильных приложениях, а также предложения кабельных операторов телевидения. Основное внимание уделено российским проектам. В обзор также вошли зарубежные сервисы, к которым сравнительно просто получить доступ и оплатить услуги, находясь в России.

Оператор Акадо НТВ плюс Ростелеком IVI.RU MEGOGO Амедиа
Сервис Домашний кинозал Кинодром

Видеопрокат/ ZABAVA

IVI.RU MEGOGO Амедиатека
Где можно смотреть ТВ ТВ ТВ, компьютер, планшет ТВ, компьютер, планшет, смартфон ТВ, компьютер, планшет, смартфон ТВ, компьютер, планшет, смартфон
Абон.плата 0 руб 0 руб 0 руб 0 руб 0 руб 400 руб/мес
Реклама Нет Нет Нет Есть (нет по подписке) Есть (нет по подписке) Нет
Прокат 60 руб/шт 99 руб/шт от 30 руб/шт от 99 руб/шт нет 299 руб/мес за 1 сезон сериала
Покупка нет нет от 299 руб/шт нет нет нет
Бесплатный контент нет нет нет После 12 месяцев после выхода в прокат, наличие рекламы После 12 месяцев после выхода в прокат, наличие рекламы нет
Скорость пополнения медиатеки от 5 недель после выхода в прокат от 5 недель после выхода в прокат от 3-4 недель после выхода в прокат от 4 недель после выхода в прокат от 5 недель после выхода в прокат эксклюзивный контент иностранных сериалов через 1 неделю после официальной премьеры
Фильмы Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Сериалы Нет Нет Есть Есть Есть Есть
Мультфильмы Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Концерты и клипы Нет Нет Есть Есть Есть Есть
Архив передач телеканалов Нет Нет Есть Нет Нет Нет
Прямой эфир телеканалов Есть НТВ Плюс Есть Нет Нет Амедиа Премиум, А HIT, Амедиа зарубежные сериалы
Тематические подписки Нет Нет Есть (от 150 руб/мес) Есть, 429 руб/мес Есть, 299 руб Есть, 299 руб/мес за 1 сезон сериала

Как можно видеть, самая низкая цена просмотра - у «Ростелекома». Фильм, мультфильм или концерт здесь можно посмотреть за 30 рублей. Также есть тематические подписки с помесячной оплатой, в которых собирается и регулярно обновляется контент для определенной аудитории («Детский клуб», «Женский мир» и др.). Понятное дело, что никакую рекламу вам показывать не будут. При этом качество картинки здесь на самом высоком уровне. Звук – идеального качества. Только что вышедшие в прокат картины стоят дороже – 150 рублей. При этом у абонента есть возможность смотреть контент сразу на нескольких устройствах благодаря бесплатному сервису «Мультискрин».

Например, можно поставить программу на паузу на телевизоре, а продолжить просмотр в дороге на планшете с того же самого места. Трафик автоматически подстраивается под технические характеристики устройства и мобильной сети передачи данных или сети Wi-Fi (рекомендуемая скорость – от 2,5 Мбит/с).

Ещё один плюс - возможность без ограничений смотреть эфирные и кабельные каналы в HD-качестве. Аналогичная функциональность есть у кабельного оператора «Акадо» и спутникового «НТВ-Плюс», однако стоимость показа фильмов здесь несколько выше.

IVI.RU и MEGOGO в отличие от платных операторов телевидения позволяют транслировать часть контента совершенно бесплатно. Правда, в нагрузку зритель получает огромное количество рекламы перед началом записи и во время её трансляции. Рекламу можно убрать при помощи подписки, которая обойдётся в 429 рублей в месяц у IVI.RU и 299 рублей у MEGOGO.

К особенностям также можно отнести невозможность бесплатного просмотра только что добавленных фильмов, свежих сезонов сериалов и ТВ-шоу. Их можно купить по отдельности – за 99 рублей, как в случае с IVI.RU или подпиской в 299 рублей за месяц в случае с MEGOGO. Как и в случае с «Ростелекомом», онлайн-кинотеатры доступны с экрана мобильных устройств. Правда, без функции автоматического просмотра с места предыдущего окончания.

Домашний кинозал.

Вообще же надо сказать, что рост пользователей интерактивных сервисов фиксируют многие операторы ТВ. Одним из лидеров этого сегмента является компания «Ростелекома», обеспечивающая сигналом 2,7 млн домохозяйств по всей России. Востребованность проката кинофильмов у их абонентов за минувший год выросла в 1,5 раза. Если в 2013 году покупали 4,5 млн единиц видеоконтента, то в 2014 году этот показатель превысил 6,5 млн единиц. Аналогичные темпы роста демонстрируют в «Дом.ru», который предоставляет своим абонентам возможность смотреть видео при помощи сервисов IVI.RU и MEGOGO. Аудитория онлайн-кинотеатров увеличилась на 75% по итогам 2014 года.

Во многом это связано с расширением существующей мультимедийной базы операторов платного телевидения и интернет-сервисов, а также с сокращением времени появления контента с момента его премьер в кинотеатрах до пары недель. По большей части, все они имеют права на показ фильмов ведущих кинокомпаний мира, среди которых Paramount, Universal, Sony, Warner Bros, Disney, 20th cent Fox, а также с большинством российских правообладателей – «Базелевс», «Централ Партнершип», «Парадиз», Enjoy movies и другими.

Из трендов также стоит отметить рост зрителей HD-контента. Во многом это связано с постепенным обновлением телевизоров на новые модели, а также появлением достаточного количества телеканалов на русском языке. Так, к концу 2014 года в России транслировалось 87 HD-каналов (из 407 каналов). Общее проникновение HD, по данным J’son & Partners Consulting, составляет 13%. К 2017 году прогнозируется рост проникновения HD-вещания до 35%.

Параллельно с этим растёт количество зрителей телевидения среди пользователей мобильных устройств. Причем смартфон или планшет позволяет потреблять больше телевизионного контента, включая архивные программы, сериалы и фильмы.

Вот и получается, что развитие интерактивного телевидения со своими оперативно пополняемыми кинотеками становится реальным конкурентом классическим кинотеатрам. Причём, не исключено, что через 5-7 лет все новинки кинопроката будут в первую очередь демонстрироваться через специальные онлайновые и телевизионные сервисы. Ну, а сам телевизор превратиться в аналог смартфона со множеством функций, приложений и возможностей. Первые шаги мы видим уже сейчас.