Телевидение прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Вот уже как-то само собой мы подсели на дешевые сериалы и низкокачественные программы общедоступных каналов. Большая часть людей устала от этого. Она готова платить за качественный продукт – альтернативное телевидение. В современных условиях любой человек может запросто подключиться к кабельному, спутниковому или IP ТВ и смотреть около сотни каналов с качественными передачами и фильмами, исходя из собственных потребностей.
Пожалуй, каждый из нас имеет представление о том самом качественном телевидении. Как и все качественное, такой формат услуг предполагает определенную оплату. Но, только когда на рынке платного ТВ возникнет конкуренция, оно станет реальной альтернативой бесплатному.
По оценке интернет-издания «Мобильный Челябинск», в настоящее время на Южном Урале кабельным телевидением пользуются 124 тыс. абонентов. Таким образом, проникновение услуг кабельного ТВ составляет всего 12,2%. Посмотреть кабельные каналы имеет возможность лишь каждый десятый.
Причины такого положения кроются, во-первых, в откровенно слабом предложении: на рынке работает лишь два относительно крупных игрока. При этом федеральные компании, такие как АФК «Система» с брендом «Стрим» или «РеноваМедиа», вообще не представлены. Крупным компаниям рынок кабельного ТВ по непонятным причинам не интересен. Из крупных игроков стоить отметить лишь «ЭР-Телеком» с брендом «ДИВАН-ТВ».
В свою очередь недостаточные средства на продвижения услуг кабельного ТВ значительно влияют по популярность сервиса у жителей города. У многих просто на просто не сформировались потребности в услуге.
Во-вторых, сам потребитель достаточно инертен в плане использования услуг кабельного ТВ. Они не готовы платить более 100 – 150 рублей в месяц.
Тем не менее, потенциал для стабильного роста у рынка имеется. В случае появления хотя бы еще одного федерального игрока ситуация может измениться. Благо, что рынки кабельного ТВ Москвы и Санкт-Петербурга перегружены, у федералов есть возможность начать региональную экспансию и на Южном Урале.
Пока же ситуация выглядит следующим образом. На долю «ЭР-Телеком» приходится около 52% всех абонентов кабельного ТВ.
- В настоящее время услугами «ДИВАН-ТВ» пользуются 65 тыс. абонентов в Челябинске, - приводит данные менеджер по продвижению корпоративных услуг ЗАО «Компания ЭР-Телеком» в Челябинске Антон Кириенко.
Сеть этой компании строится по технологии «оптика до дома» - волоконно-оптические линии до каждого дома. Как отмечают в «ЭР-Телекоме», «это первое настоящее кабельное телевидение в Челябинске, когда телевизионный сигнал передается до каждого дома по оптоволоконным кабелям, что обеспечивает высокое качество звука и изображения».
Пакет каналов принимается на Головную станцию, расположенную в центре города, и передается в цифровом виде по оптоволоконным кабелям до подключаемых районов. В каждом районе установлены оптические приемники, от которых пакет телевизионных каналов раздается по микрорайонам и кварталам. Далее сигнал попадает в каждый дом на вход конвертора телевизионного сигнала. Абонентам «ДИВАН-ТВ» доступно 60 кабельных каналов.
Также на рынке представлены услуги ЗАО «Уралуником» под брендом «Ваше ТВ». Абонентами сети являются около 5 тыс. человек. В настоящее время абоненты компании имеют возможность принимать 86 телеканалов: 60 в аналоговом формате и 26 цифровых. По информации провайдера, «Ваше ТВ» охватывает весь Северо-Запад Челябинска.
На долю мелких компаний, работающих с услугами кабельного и IP телевидения, приходится около 25-30% всего рынка.
Средний доход с абонента в месяц [ARPU] оценивается нашим интернет-изданием в 115 рублей [$4,2]. Таким образом, кабельное ТВ могут позволить себе практически все потребители.
В отличие от других игроков «Уралсвязьинформ» вплотную занялся продвижением IP телевидения. Для этого был создан бренд «Utel.TV». «Utel.TV» — цифровое интерактивное телевидение, основанное на IP-технологиях.
В теории пользователь через компьютер сам может управлять телепрограммой, составлять ее из любимых программ и смотреть в удобное время. IPTV позволяет выстраивать рейтинги путем зрительского голосования выбирать программы, каналы или фильмы. Еще один пример интерактивности — возможность футбольного болельщика смотреть матч с разных камер по выбору. Кроме того, преимущество IPTV — неограниченное количество каналов.
- Главное преимущество «Utel.TV» - это различные интерактивные возможности, которые позволяют абоненту сделать телевизионный досуг исходя из индивидуальных предпочтений, - отмечает Дмитрий Быков, начальник управления маркетинга челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ». – Сейчас активными абонентами этой услуги являются более 600 абонентов. Исходя из потребностей пользователей, мы предлагаем четыре пакета тарифов. Самый доступных из них стоит 400 рублей. В него входит видео по запросу, просмотр интернет-страниц и игры по запросу. За 500 рублей абонент получает дополнительно трансляцию телевизионных каналов и электронную программу передач.
Созданием сети IP-телевидения «Уралсвязьинформ» занимается с 2005 года в сотрудничестве с компанией «ИскраУралТЕЛ».
IP-телевидение доступно при наличии широкополосного доступа. В случае с «Уралсвязьинформом» для организации ШПД используется технология DSL, которая позволяет превратить существующую телефонную линию в высокоскоростной канал передачи данных.
К преимуществам IPTV относится возможность подключиться не только на месяц, но и на неделю, сутки или даже на час. Кроме того, на базе технологии IPTV можно установить видеонаблюдение за подъездом, двором, гаражом, что недоступно другим видам альтернативного ТВ.
Нечто подобное сейчас реализовано компанией «Интерсвязь». Помимо тестового вещания пяти телеканалов интернет-провайдер реализует программу «Улицы онлайн». В рамках этой программы на оживленных улицах и перекрестках Челябинска установлены специальные камеры видеонаблюдения. Абоненты компании могут, не выходя из дома, наблюдать за дорожным движением, пробками и авариями на улицах в режиме реального времени.
Конкуренцию кабельному могло бы создать спутниковое телевидение. Однако в Челябинске внутри этого сегмента соперничества нет. Оператором, занимающим 95% рынка, является «НТВ+». В том числе из-за такой монополии спутниковое ТВ в несколько раз дороже кабельного. При этом ARPU, по данным iKS-Consulting, несравнимо выше [в среднем $36].
Внутреннее соперничество способно вывести платное ТВ на принципиально иной уровень развития, при котором оно сможет конкурировать с общедоступным. У альтернативного телевидения есть множество неоспоримых преимуществ: интерактивность, разнообразие каналов, доступность в любом месте. При снижении цены и увеличении качества сервисов платные каналы могут отобрать у бесплатных ощутимую долю абонентов.