Компания «Яндекс» раскрыла данные о финансовых результатах за период с октября по декабрь и весь 2021 год. Согласно этим данным, объём консолидированной выручки по итогам 2021 года составил 356,2 млрд рублей, что на 63% больше по сравнению с аналогичным показателем 2020 года (218,3 млрд рублей). Объём квартальной выручки вырос до 110,3 млрд рублей, что говорит о росте на уровне 54% относительно четвёртого квартала 2020 года.
В 2021 году компания «Яндекс» понесла чистые убытки в 14,7 млрд рублей, тогда как годом ранее чистая прибыль составляла 23,4 млрд рублей. Объём скорректированной чистой прибыли «Яндекса» в 2021 году снизился до 8 млрд рублей, что соответствует падению на 61 % по сравнению с 20,3 млрд рублей в 2020 году. Скорректированный показатель EBITDA (объём прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) снизился на 35 % до 32,1 млрд рублей.
Что касается результатов за четвёртый квартал 2021 года, то по итогам трёхмесячного отрезка консолидированная выручка IT-гиганта выросла в годовом сравнении на 54 % до 110,3 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA сократился на 29 % до 9,7 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль снизилась на 55 % до 2,6 млрд рублей.
Выручка сегмента «Поиск и портал» (поисковик «Яндекс», геосервисы, «Яндекс 360», «Яндекс.Погода», «Яндекс.Новости», «Яндекс.Путешествия», голосовой помощник «Алиса» и др.) за квартал выросла на 31 % до 47,9 млрд рублей, а за год — на 32 % до 165,2 млрд рублей. Доля «Яндекса» на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале выросла до 60,2 %, тогда как годом ранее она составляла 59,7 %.
Объём оборота товаров (GMV) на сервисах электронной коммерции («Яндекс.Маркет», доставка «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Еда») в четвёртом квартале вырос на 192 % относительно четвёртого квартал прошлого года и составил 58,8 млрд рублей. Выручка по итогам всего года выросла на 22 % до 35,2 млрд рублей. Доля товарооборота сторонних продавцов маркетплейса в четвёртом квартале достигла 82 %, тогда как годом ранее этот показатель был равен 63 %. Количество наименований товаров на «Яндекс.Маркете» к концу четвёртого квартала достигло 22,6 млн единиц, а количество активных пользователей выросло на 96 % до 9,8 млн человек.
Выручка сегмента «Медиасервисы» (единая подписка «Яндекс.Плюс», «Яндекс.Музыка», «Кинопоиск», «Яндекс.Афиша» и продюсерский центр «Яндекс.Студия») в четвёртом квартале выросла на 125 % до 6,5 млрд рублей, а за весь года — на 136 % до 18,4 млрд рублей. По состоянию на конец года число подписчиков «Яндекс.Плюс» увеличилось на 79 % год к году и составило 12 млн человек.
Выручка в сегменте «Такси» («Яндекс.Такси» в России и 19 странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, «Яндекс.Драйв», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и др.) за квартал выросла на 93 % до 42,9 млрд рублей, а за год — на 94 % до 131,6 млрд рублей. Значительный рост направления во многом обусловлен успехами сервиса онлайн-заказа такси (включая услуги для B2B-клиентов) и «Яндекс.Лавки», а также стабильным ростом сервисов «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Еда».
Объём выручки сегмента «Сервисы и объявления» («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Аренда») за квартал вырос на 27 % до 2,3 млрд рублей, а за весь год — на 41 % до 8,2 млрд рублей. В сегменте «Прочие бизнес-юниты и инициативы» (разработка беспилотных авто Yandex SDG, «Яндекс.Дзен», Yandex.Cloud, «Яндекс.Устройства», «Яндекс.Образование» и др.) отмечается рост квартальной выручки на уровне 87 % (8,6 млрд рублей). За весь 2021 год выручка сегмента увеличилась на 117 % до 24 млрд рублей. По состоянию на декабрь ежедневная аудитория сервиса «Яндекс.Дзен» составляла 22,3 млн человек, что на 10 % больше по сравнению с декабрём 2020 года.
Вместе с этим, «Яндекс» опубликовала финансовый прогноз на текущий год. В компании ожидают, что суммарный объём выручки по итогам 2022 года составит 490-500 млрд рублей. Рост сегмента «Поиск и портал» в рублях ожидается на уровне 15-18 %. Рентабельность скорректированного показателя EBITDA сегмента «Поиск и портал» по итогам 2022 года останется стабильной по отношению к 2021 году.
Также ожидается, что общая валовая стоимость поездок (GMV) в райдтех-сегменте составит 700-720 млрд рублей за весть 2022 год. При этом рентабельность скорректированного показателя EBITDA сервиса онлайн-заказа такси вырастет на величину до 50 базисных пунктов в процентах от GMV по сравнению с 2021 годом. Кроме того, ожидается двукратный рост товарооборота (GMV) на сервисах электронной коммерции по сравнению с показателем 2021 года.