Холдинг VK представил свои финансовые результаты за период с октября по декабрь 2022 года. В целом операционные показатели совпали с оценками экспертов по выручке, но оказались заметно слабее на уровне EBITDA. Основной рост бизнеса ожидаемо обеспечил сегмент социальных сетей и контентных сервисов за счёт перехода рекламных бюджетов от ушедших с рынка или подпавших под ограничения конкурентов, а также консолидации приобретенных активов.
Выручка VK по итогам квартала увеличилась на 19,5% год к году. Большую часть роста обеспечил сегмент социальных сетей и контентных сервисов: их выручка увеличилась более чем на 30% за год. Компания переименовала свой основной сегмент и включила в него ряд молодых проектов, которые ранее находились в составе новых инициатив: Звонки, Клипы и Видео.
Рентабельность EBITDA упала почти на 11 п.п. год к году в силу очень высоких инвестиций в новые проекты, расширения штата сотрудников и роста маркетинговых затрат. Произошло много изменений в структуре сегментов в сравнении с прошлыми релизами, в частности компания выделила новое направление VK Tech, перенесла ряд сервисов в основной сегмент социальных сетей, убрала игровой сегмент из отчетности. По сути, группа унифицировала управленческую отчетность и МСФО, вследствие чего теперь нет расхождений в показателях.
Переток рекламных бюджетов от ушедших и подпавших под ограничения конкурентов позволил компании нарастить доходы от онлайн-рекламы даже в условиях негативной динамики рекламного рынка. Также помогла консолидация сервиса Дзен, который по предварительным оценкам мог принести компании около 2,7 млрд рублей выручки. В VK объявили, что с марта Дзен будет объединен с рекомендательным сервисом компании Пульс, и проекты продолжат развиваться под единым брендом Дзена.
Выручка социальной сети ВКонтакте выросла на 31% за год, а среднемесячная аудитория платформы (MAU) увеличилась почти на 10% за 12 последних месяцев. Рентабельность EBITDA сегмента социальных сетей и контентных сервисов снизилась почти на 14 п.п. в силу масштабных продуктовых запусков, обновлений, а также инвестиций в развитие молодых проектов.
Игровой сегмент был деконсолидирован в третьем квартале и в результатах четвёртого квартала его убрали на сопоставимой основе.
В сегменте онлайн-образования выручка снизилась на 33% за год, что связано со сложной макроэкономической и геополитической обстановкой, а также уходом эффекта низкой базы. Операционные метрики образовательных платформ, включая количество зарегистрированных и платящих студентов, продолжили демонстрировать рост. Рентабельность EBITDA подразделения снизилась по году, но осталась положительной.
Сегмент технологий для бизнеса (VK Tech) является новым, выделенным из состава новых инициатив. Он продемонстрировал весьма позитивные результаты с ростом выручки в 2,4 раза за год и EBITDA более чем в 4 раза. Главными драйверами роста стали сервисы для корпоративной коммуникации VK WorkSpace и облачные сервисы VK Cloud. Сегмент показал самую высокую рентабельность EBITDA среди подразделений VK – 48%, хотя его размеры относительно всего бизнеса еще сравнительно малы.
В новых инициативах, которые остались без значительного числа входящих в них ранее проектов, выручка снизилась на 8,5%, а убыток на уровне EBITDA вырос более чем в 2 раза. Сервис объявлений Юла по итогам года вышел на положительную EBITDA, хотя динамика его выручки, похоже, была слабой. Холдинг продолжил активно инвестировать в развитие VK Play и RuStore, что объясняет рост убытков сегмента год к году.
За счёт выхода из совместного предприятия со Сбером убыток от ассоциированных компаний в результатах четвёртого квартала сократился практически до нуля. Прибыль в условиях слабой динамики EBITDA была получена компанией в основном за счет разовых факторов, связанных с финансовым учетом. Группа выкупила по итогам квартала около 66% выпуска конвертируемых бондов с номинальной стоимостью $263 млн в рамках реструктуризации.