По итогам 2019 года чистая прибыль «Яндекса» составила 11,2 млрд рублей. Это на 78% меньше, чем в 2018 году, когда прибыль компании равнялась 44,4 млрд рублей. При этом выручка по итогам года выросла с 127,6 млрд в 2018 году до 175,4 млрд в 2019 году, следует из отчета «Яндекса».
Интернет-компания представила на прошлой неделе свои финансовые результаты. Квартальная выручка совпала с ожиданиями аналитиков и выросла на 33,1% год к году до 51,7 млрд рублей. Скорректированная EBITDA и чистая прибыль оказались несколько ниже прогнозов и консенсуса на фоне однократных негативных эффектов, влияния со стороны совместного предприятия Яндекс.Маркета и более низкой рентабельности поискового сегмента.
Основную выручку продолжает приносить размещение контекстной рекламы в интернете. В 2019 году выручка от продажи рекламы на сайтах «Яндекса» и сайтах Рекламной сети «Яндекса» (РСЯ) совокупно составила 121,7 млрд рублей. В 2018 году этот показатель равнялся 102,7 млрд рублей. Выручка сегмента «Такси» (включает сервисы «Яндекс.Такси», Uber в России и ближнем зарубежье, «Яндекс.Еду», «Яндекс.Шеф» и «Яндекс.Лавка) в 2019 году увеличилась на 97% по сравнению с годом прошлым и достигла 37,9 млрд. рублей.
Рост выручки поиска ожидаемо замедлился и составил 16,2% г/г в том числе из-за высокой базы прошлого года. Выручка от IoT выросла на 167% - до 787 млн рублей благодаря релизу Яндекс.Станции Мини. Рост выручки IoT, а также дополнительные расходы на рекламу и персонал привели к падению рентабельности скор. EBITDA сегмента на 1,4 п.п. до 43,8%. Доля Яндекса в российском поиске продолжает расти как на платформе Android, так и в целом. По словам менеджмента, закон о предустановке отечественного ПО на цифровые устройства может оказать позитивное воздействие на результаты компании, в том числе по средствам дальнейшего роста доли в поиске. Прогноз Яндекса на 2020 г. подразумевает увеличение выручки поиска за вычетом TAC (traffic acquisition costs) в диапазоне 14%-17% г/г и скор. EBITDA сегмента на уровне 2019 года.
Выручка сегмента такси увеличилась в 4 квартале 2019 года на 72,5% г/г, а число поездок на 49% год к году. Общее число поездок на всех рынках присутствия уже превысило 150 млн в месяц. Значительный рост показывает B2B направление, выручка которого увеличилась более чем в 2 раза. Рентабельность скор. EBITDA направления соответствовала ожиданиям финансовых аналитиков и составила 2,3%.
Несмотря на продолжающееся улучшение эффективности бизнеса такси, компания инвестирует значительные средства в развития сервисов доставки еды и беспилотного транспорта. Так в 2019 году Яндекс вложил 1,5 млрд рублей в беспилотные автомобили и более 500 млн рублей в 4 квартале 2019 года. Общий флот увеличился до 110 автомобилей.
Выручка сегмента «Медиасервисы», куда входят «Кинопоиск», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Телепрограмма, а также продюсерский центр «Яндекс.Студия» и подписка «Яндекс.Плюс», выросла на 103%: с 1,9 млрд в 2018 году до 3,8 млрд в 2019 году.
Проект Яндекс.Лавка также потребовал дополнительный инвестиций и к концу 4 квартала Яндекс имел уже около 50 точек в Москве. ФАС все еще рассматривает сделку по покупке активов «Везет» и Яндекс уже во второй раз переподал свое ходатайство.
Сегмент экспериментов нарастил выручку на 128% г/г благодаря росту Яндекс.Драйв, Яндекс.Дзен и гео-сервисов. Выручка Яндекс.Драйв утроилась по итогам 4 квартала, а общее число автомобилей превысило 21 тыс. штук. Выручка гео-сервисов увеличивается в 2 раза год к году уже на протяжении нескольких кварталов подряд. Яндекс.Дзен продолжает наращивать как аудиторию (+49% г/г), так и время пребывания пользователей внутри сервиса. Инвестиции Яндекса в сегмент увеличились пропорционально росту выручки и убыток на уровне скор. EBITDA составил -1,8 млрд рублей.
Прогноз компании на 2020 год консервативен и подразумевает рост выручки на уровне 22%-26% за год при росте скор. EBITDA в диапазоне 15%-20% год к году. Рост скор. EBITDA медленнее выручки объясняется увеличением доли сегментов пребывающих в инвестиционной стадии. Аналитики предполагают, что на протяжении последующих кварталов прогноз компании будет скорректирован в большую сторону.
С начала программы обратного выкупа Яндекс приобрел 600 тыс. акций (460 тыс. в 4 квартале), что составляет менее 10% от обозначенной в программе суммы в $300 млн.
По оценке финансовых аналитиков, 2019 год был для интернет-компании крайне удачным. Основные бизнесы и новые направления демонстрируют отличные темпы роста как операционных, так и финансовых показателей.