Один из крупнейших интернет-холдингов России представил свои финансовые результаты за третий квартал 2021 года. В целом, все ключевые показатели оказались лучше прогнозов аналитиков и ожиданий рынка. Яндекс значительно нарастил инвестиции в секторе электронной коммерции относительно предыдущего квартала, что ожидаемо стало главным фактором снижения рентабельности.
Выручка Яндекса по итогам периода увеличилась на 56,5% по сравнению с третий кварталом 2020 года, до 91,3 млрд рублей. Частично подобные темпы роста были вызваны консолидацией «Яндекс Маркета» и, если взять LFL-показатели, рост составил 52% год к году.
Выручка поиска выросла на 33,2% за счёт восстановления рекламного рынка, эффекта низкой базы сравнения, а также дальнейшего развития рекламных технологий и инструментов. Компания отмечает значительный рост доли в поиске на платформе iOS, которая достигла 43,1% в сентябре благодаря целевым инвестициям.
Рентабельность EBITDA подразделения снизилась относительно рекордного уровня третьего квартала на 3,8 процентных пункта из-за наращивания вложений в маркетинг и персонал. В целом по году Яндекс ожидает, что рентабельность поискового сегмента будет выше 48%, что близко к уровню прошлого года.
В сегменте такси выручка выросла на 83% год к году, включая увеличение доходов ride-hailing на 70% в годовом исчислении. Количество поездок выросло на 44%, а GMV прибавила 62% год к году. В Яндексе сообщили, что сентябрь стал наиболее сильным месяцем квартала, когда количество поездок составило около 208 млн, а GMV достиг 52 млрд рублей. Ежедневная аудитория приложения и частота поездок пользователей продолжили увеличиваться относительно прошлых периодов.
Яндекс также отмечает рост числа водителей примерно на треть в сентябре относительно сопоставимого периода предыдущего года. Во многом этому способствовали дополнительные инвестиции, что негативно отразилось на рентабельности EBITDA сегмента.
Также стоит отметить бурный рост «Яндекс Доставки» — в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. В общей сложности Яндекс уже создал крупнейший маркетплейс доставки последней мили и является игроком номер два по числу доставленных посылок.
Выручка направления фуд-тех более чем удвоилась относительно прошлого года, где основную роль сыграла динамика показателей «Яндекс Лавки». Доходы Лавки выросли на 171% год к году, до 6,7 млрд рублей, а число дарксторов по итогам периода составило 395 (+33 ед. кв/кв). В сентябре около 60% дарксторов в Москве были прибыльными на уровне EBITDA без учета маркетинговых затрат и потерь. Рост количества заказов «Яндекс Еды» ускорился в сравнении с прошлым кварталом на фоне улучшения базы сравнения и дополнительных инвестиций компании в привлечение клиентов.
Яндекс вновь начал постепенно наращивать число автомобилей каршеринга «Яндекс Драйв», которое достигло 17,2 тыс. (+10% по сравнению с прошлым годом). Рентабельность сегмента такси снизилась с 5,6% во втором квартале текущего года до 3,6% из-за дополнительных инвестиций компании в ride-hailing и фуд-тех, а также роста доли логистики.
«Яндекс Маркет» демонстрирует очень сильные результаты с ростом GMV на 212% год к году, увеличением числа продавцов до 17,7 тыс. и ассортимента до 20,8 млн SKU. Продолжается отток продавцов с площадки сравнения цен и их переход на маркетплейс. Доля маркетплейса в GMV «Яндекс Маркета» выросла до 78%, что во многом объясняется развитием модели DBS (Drop-Ship-By-Seller). Заметный рост выручки произошел в рекламе, и компания считает, что в будущем она станет важным источником дополнительного дохода сегмента. Выручка Маркета увеличилась на 25% без учета эффекта консолидации, включая снижение на 57% у площадки сравнения цен. Рост выручки дополнительно сдерживает значительное увеличение доли маркетплейса к предыдущему году. Комиссия выросла в соответствии с нашими ожиданиями и составила 7,9% против 5,1% во втором квартале.
Убыток на уровне EBITDA в «Яндекс Маркете» увеличился почти на 2 млрд рублей относительно предыдущего квартала за счет инвестиций в логистику, оборотный капитал, увеличение числа продавцов и расширение категорий. Компания при этом подтвердила план потратить $650 млн на e-commerce в этом году, что подразумевает сокращение убытка в четвёртом квартале. По оценкам компании, GMV e-commerce должна утроиться в 2021 году относительно 2020 года.
В структуре медиа-сервисов наибольшие достижения у подписочного сервиса «Яндекс Плюс». На конец октября число подписчиков достигло 10,6 млн и 77% из них являлись платящими. «Кинопоиск» продолжает оставаться одним из основных инструментов привлечения новых пользователей в подписку. Частично это происходит благодаря инвестициям Яндекса в оригинальные и эксклюзивные премьеры, что уже позволило Кинопоиску стать номером один на рынке стриминговых сервисов в России по аудитории. Выручка медиа-сервисов увеличилась на 143% год к году, и темп роста не снижается 3 последних квартала. Убыток на уровне EBITDA в сегменте был сопоставим с прошлыми кварталами, а рентабельность продолжила улучшаться.
Прочие направления бизнеса также увеличили выручку более чем в 2 раза благодаря сильнойй динамике облачных сервисов, девайсов и «Дзена». Рентабельность EBITDA сегмента улучшилась, несмотря на дополнительные инвестиции в развитие автономного транспорта.
В Яндексе повысили прогноз по росту выручки в этом году с 330-340 млрд рублей до 340-350 млрд рублей. В поисковом сегменте теперь ожидается рост доходов на уровне 27-29% год к году против 24%-26% ранее и рентабельность EBITDA не менее 48%. GMV такси должна увеличиться на 65-70%, а e-commerce GMV — в 3 раза относительно предыдущего года.