Продажи ноутбуков за три квартала 2023 года оказались более чем на 20% выше показателей прошлого года, а также превысили результаты пандемийного 2021 года на 5%. Наиболее активный рост среди производителей в июле-сентябре продемонстрировали бренды из Китая и России. Доля отечественных компаний в штучных продажах выросла до 10%, что в три раза выше показателей 2022 года.
По мнению участников рынка, в России наблюдается постепенное восстановление покупательской активности в сегменте потребительской и компьютерной техники. Как отмечают в группе М.Видео-Эльдорадо, пик спроса пришёлся на третий квартал, когда продажи превысили показатели рекордного 2021 года.
Кроме сезонного интереса перед учебным годом, стоит отметить отложенный спрос, стабилизацию в ассортименте и наличии разнопланового товара, в том числе благодаря налаживанию импортных операций, а также развитие промоактивностей и программ рассрочки.
Россияне оценили возможности и привлекательное соотношение цена/качество китайских брендов. Рост продаж на российском рынке в 2023 году демонстрируют Huawei, Thunderobot и ряд других компаний.
«Мы продолжаем сохранять в ассортименте устройства производителей, ограничивших присутствие на российском рынке, включая Apple, и видим сохранение интереса к ним. Активное развитие продаж видим в российских брендах, которые производят ноутбуки за рубежом. Отечественные компании, например, Irbis и F+ теперь представлены не только в базовых устройствах до 25 000 рублей, но и активно расширяют выбор в среднем сегменте c девайсами стоимостью от 50 000 рублей. К концу года мы рассчитываем запустить розничные продажи ноутбуков российского бренда, собранных на территории нашей страны», - говорит Александр Афонин, ведущий менеджер товарной категории в департаменте «Компьютеры и планшеты» Группы М.Видео-Эльдорадо.
В целом продажи ноутбуков на российском рынке в штучном выражении за девять месяцев текущего года прибавили порядка 5% относительно прошлого года и составили 2,4 млн устройств. Только в июле-сентябре россияне приобрели примерно 900 тыс. ноутбуков, что составляет около 40% от годового объёма продаж в текущем году и превышает показатели июля-сентября 2022 года более чем на 20%.
В денежном выражении продажи за 9 месяцев оказались сопоставимы с результатами января-сентября прошлого года и составили примерно 140 млрд рублей.
Покупатели стали чаще обращать внимание на ноутбуки с большим дисплеем. На продажи моделей с экраном от 15 дюймов пришлось уже две три проданных устройств. Чаще всего россияне выбирают ноутбуки на процессорах Intel Core i5 и Core i3, а также AMD Ryzen 5 и Ryzen 7. Популярными операционными системами остаются Windows и macOS, при этом на рынке увеличилась представленность моделей без предустановленной ОС. Расширился ландшафт доступных брендов и скорректировался топ наиболее популярных производителей, доля китайских брендов в штучных продажах на рынке достигла 40%.