В 2009 году все операторы сотовой связи почувствовали на себе влияние непростой экономической ситуации. Тем не менее, рынок в Свердловской области продемонстрировал рост почти на 20%. Ключевым моментом стал запуск безлимитных тарифов на мобильный Интетнет. Но обо всем по порядку.

По данным аналитиков интернет-издания «Мобильный Екатеринбург», в сетях мобильной связи на Среднем Урале зарегистрированы почти 6 млн. абонентов [по итогам четвертого квартала 2009 года]. Уровень проникновения составляет 144% [всего в Свердловской области проживает 4,4 млн. человек]. Но это не значит, что всеми этими sim-картами пользуется каждый человек. Реальная доля проникновения сотовой связи в регионе оценивается нами на уровне 126%. Этот показатель говорит о том, что один абонент одновременно пользуется двумя или более sim-картами. В наше время это нередкость. Например, одна карточка предназначена для голосовой связи, другая - для выхода в интернет, а третья - просто для роуминга.

Уровень проникновения сотовой связи в Екатеринбурге и Свердловской области на начало 2010 года.

По данным опроса пользователей нашего ресурса, в котором приняло участие 1500 человек, большинство имеют только одну sim-карту. Треть респондентов имеют две sim-карты, а 13,8% несколько, причем одну они используют исключительно для выхода в интернет через модем. Стоит отметить, что значительный вклад в рост количества sim-карт пришелся именно на специальные комплекты подключения к сети Интернет и модемы.

 Сколько sim-карт имеют абоненты сотовых операторов?

- С каждым годом мы замечаем, что абонент становится все более требовательным и разборчивым. Тенденция выбору услуг и тарифов «под себя» оформилась еще в прошлые годы, но в этом году она стала еще более заметной и яркой. Стоимость мобильных устройств сегодня довольно доступна, выбор на рынке – огромен, абонент может себе позволить обслуживание не одного телефона, как раньше, а двух, или даже трех. Соответственно, абонент может приобрести не одну sim-карту и сделать выбор в пользу не какого-то определенного оператора, а пользоваться услугами двух, трех, четырех мобильных компаний. То есть, нынешний абонент  стал  тщательно продумывать схемы использования услуг сотовой связи, - считает руководитель отдела по связям с общественностью телекоммуникационной группы «МОТИВ» Елена Виноградова.

Предоставлением услуг мобильной связи в Екатеринбурге и Свердловской области занимаются пять GSM-операторов и один CDMA-оператор. Этот показатель выше общероссийского, поскольку во многих регионах России на рынке работают только компании «большой тройки».

По нашим оценкам, лидером рынка сотовой связи Свердловской области по абонентам с небольшим отрывом является компания «МОТИВ». Она занимает 27,1% рынка, абонентская база составляет порядка 1,72 млн. человек [здесь и далее данные на 01.01.2010 года]. При этом за год абонентская база возросла на 15,2%.

Рынок операторов сотовой связи Екатеринбурга и Свердловской области по sim-картам на начало 2009 года.

Схожие показатели демонстрирует и МТС. Абонентская база оценивается нами в 1,68 млн. абонентов, при этом доля компании достигает 26,6%. По темпам прироста клиентов оператор также стабилен, как и МОТИВ. За 12 месяцев 2009 года количество абонентов увеличилось на 15,5%.

В тройке закрепился «Вымпелком» [Билайн™], его доля оценивается в 19%. По нашим оценкам, оператор обслуживает 1,2 млн. абонентов в Екатеринбурге и области. За год количество абонентов увеличилось на 25%.

Доля МегаФона на начало 2010 года оценивается в 15,8% по количеству sim-карт. Он на четвертой позиции.  Абонентская база оператора около 1 млн. По нашим оценкам за 2009 год число клиентов увеличилось на 23,5%.

Абоннетская база операторов сотовой связи Екатеринбурга и Свердловской области на начало 2009 года.

Далее следует «мобильное» подразделение компании «Уралсвязьинформ» [Utel™] - 10,8%. Её абонентская база в Свердловской области оценивается в 680 тыс. абонентов. За год оператор приобрел более 12% новых абонентов.

Доля универсального оператора «Скайлинк» [ЗАО «Уралвестком»] по итогам исследования составила менее 1%.

Если сравнить долю рынка по активным абонентам, которые пользовались связью хотя бы раз в течение последнего квартала, то лидерами остаются – «МОТИВ» и МТС. По нашим оценкам они имеют абсолютно одинаковые показатели - по 24,8%. На третьей позиции Билайн с долей 21,5%. У МегаФона этот показатель составляет 17,9%, на «Уралсвязьинформ» приходится 11%. Стоит отметить, что Билайн и МегаФон имеют 90-дневную учетную политику клиентов. Это означает, что в абонентской базе числятся только те люди, которые в течение последних трех месяцев пользовались платными услугами. Utel перешел на 120-дневный учет клиентов. «МОТИВ» и МТС не списывают абонентов из базы в течение 180 дней. Именно этим фактором обусловлена разница в активных абонентах и количестве sim-карт.

Оценка долей рынка операторов сотовой связи Екатеринбурга и Свердловской области по активным абонентам на начало 2009 года.

К концу 2009 года индекс ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у операторов начал расти. Если в начале 2009 года он неуклонно падал, то сейчас наступила стабилизация.

Самый высокий индекс зафиксирован у МегаФона – 326 рубля. Далее идут «Билайн» - 310 рублей, МТС – 260 рублей, «Уралсвязьинформ» - 245 рублей и «МОТИВ» - 235 рублей [ARPU двух последних компаний являются оценкой интернет-издания «Мобильный Екатеринбург», официальные данные компании не раскрывают]. 

Совокупный объем рынка сотовой связи в Екатеринбурге и области по итогам 2009 года оценивается интернет-изданием «Мобильный Екатеринбург» на уровне 19,8 млрд. рублей в год. Это на 8% больше, чем годом ранее. Исходя из среднестатистических данных по рынку в целом, можно оценить долю операторов в Свердловской области по выручке.

Лидером рынка по выручке является МТС – 25,1%, следом идет «МОТИВ» и «Билайн» - 23,1% и 21,7% соответственно. 19% от всей выручки приходится на МегаФон. «Уралсвязьинформ» занимает 9,7% рынка по выручке. 

Оценка долей рынка операторов сотовой связи Свердловской области по выручке на начало 2009 года.

По словам представителей сотовых операторов, люди стали более внимательно подходить к расходам на услуги связи. Абоненты более активно стали пользоваться предложениями, которые сокращают затраты на связь.

- Весной, в пик кризиса, абоненты искали способы оптимизации затрат, многие меняли оператора связи и сделали выбор в пользу МТС, так как в течение 2009 года наша компания своевременно делала предложения, направленные на снижение расходов на связь. Наиболее популярными предложениями стали тариф «Супер Ноль» и услуга «Единый Урал». В результате на Урале средняя стоимость минуты в 2009 году снизилась на 6-7%. Количество ежемесячно подключаемых абонентов в Свердловской области выросло более чем на 40% в декабре 2009 относительно декабря 2008 года, - приводит данные Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС.

Кроме того, стремительно росло число пользователей тарифов, ориентированных на доступ в Интернет. За год ежемесячные подключения к таким тарифам выросли более чем в 30 раз. Связано это с развитием сетей 3G и с появлением безлимитных тарифов на интернет. Например, доля абонентов, которые пользуются мобильным Интернетом МТС в Свердловской области, за год выросла на 3% и сейчас составляет 23% от общего числа абонентов.

В МегаФоне основной акцент был сделан на специальные предложения и продукты, а также безлимитный интернет.

- Со стороны наших абонентов мы заметили интерес к новым опциям и сервисам, потребность в специальных предложениях для жителей областных городов, что подтверждается популярностью опции «Район» и тарифа «Правильный выбор». Также пользуется спросом инновационное оборудование – ММС-рамки, ММС-камеры, мобильные телефоны, нетбуки со встроенным 3G модемом. Мы отмечаем ежемесячный стабильный спрос на эти устройства, - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью компании «МегаФон-Урал» Людмила Протасова.

Абоненты «МОТИВа» также демонстрируют большой интерес к беспроводному интернету.

- За последний год у наших абонентов резко возрос интерес к услугам мобильного Интернета. Практически каждый второй абонент нашей компании выходит в Интернет благодаря «МОТИВу», - говорит Елена Виноградова.
 

 Если говорить о современных трендах рынка сотовой связи в регионе, то основное влияние на отрасль окажут экономические факторы, развитие беспроводного интернета, а также дальнейшее освоение территорий.

- В этом году операторы сотовой связи будут активно осваивать новые ниши, в том числе, интегрировать сотовые технологии в бизнес корпоративных клиентов, развивать рынок мобильного и фиксированного широкополосного доступа в Интернет, продвигать узкосегментированные предложения, - прогнозирует Дарья Вольхина. - Продолжится развитие сетей «третьего поколения» и обострится конкуренция в сегменте мобильного Интернета. МТС продолжит развивать свои сети высокоскоростной передачи данных: планируем запуск 3G в нескольких региональных городах и увеличение пропускной способности наших сетей там, где 3G уже есть. В частности, планируем запуск технологии HSDPA+.

Практически все операторы заявляют о планах по повышению качества обслуживания и взаимодействие с существующими абонентами.

- МегаФон будет продолжать развитие собственной  розничной сети салонов связи. Этот процесс позволит привлекать в сеть оператора более качественных абонентов, предоставлять высокий уровень обслуживания, тем самым повышая лояльность клиентов. По опыту западных рынков, ARPU и «срок жизни» абонента, привлеченного через сеть оператора значимо выше, чем привлеченного через другие каналы, - отмечает Людмила Протасова.

В целом же рынок сотовой связи Урала за минувший год не претерпел кардинальных изменений. В 2009 году сотовая связь окончательно стала самым доступным инструментом доступа в интернет. Темпы прироста GPRS/EDGE, а также 3G-пользователей достаточно высокие. А благодаря развертыванию сетей третьего поколения клиенты могут получать услуги на качественно ином уровне.

В 2010 году основой вектор развития операторов сотовой связи будет смещен в сторону формирования розничных сетей, как монобрендовых, так и мультибрендовых. Помимо этого интересными выглядят планы сотовиков выйти на рынок фиксированного интернета. «Билайн», «Уралсвязьинформ» и «МОТИВ» уже работают на этом рынке, а МТС и МегаФон только собираются на него выйти.