В 2009 году все операторы сотовой связи почувствовали на себе влияние непростой экономической ситуации. Тем не менее, рынок сотовой связи в Челябинской области продемонстрировал рост 7% за год Челябинской области достиг 133%. Ключевым моментом года стал запуск безлимитных тарифов на мобильный Интетнет. Но обо всем по порядку.

По данным аналитиков интернет-издания «Мобильный Челябинск», в сетях мобильной связи на Южном Урале зарегистрированы около 4,8 млн. абонентов [по итогам третьего квартала 2009 года]. Уровень проникновения составляет 133% [всего в Челябинской области проживает 3,6 млн. человек]. Но это не значит, что всеми этими sim-картами пользуются. Реальная доля проникновения сотовой связи в регионе оценивается нами на уровне 119%. Этот показатель говорит о том, что один абонент одновременно пользуется двумя или более sim-картами. В наше время это нередкость. Например, одна карточка предназначена для голосовой связи, другая - для выхода в интернет, а третья - просто для роуминга.

- Абоненты стали больше пользоваться дополнительными услугами, в частности - мобильным интернетом. Увеличилось количество пользователей USB-модемов, - рассказывает Евгения Кох, пресс-секретарь челябинского филиала компании «Вымпелком» [Билайн™].  - Увеличилось количество людей, разделяющих рабочие и личные разговоры – для служебных целей у них может быть сим-карта одного оператора, для личных разговоров – другого. Отсюда и рост проникновения сотовой связи.

 Операторы отмечают, что рынок сотовой связи пострадал от кризиса в меньшей степени, чем остальные.

- Под влиянием экономического кризиса снизился средний доход населения, увеличилась безработица, жители Челябинской области стали меньше пользоваться платными услугами: их объем в денежном выражении по данным  Территориального органа федеральной службы государственной статистики Челябинской области сократился более чем на 11%. Но рынок сотовой связи особо не пострадал, в связи с тем, что услуги мобильной связи являются на сегодняшний день услугами массового пользования. Тем не менее, абоненты более внимательно стали относится к своим затратам на связь, пристально следить за изменениями в тарифной политике своего оператора. Но при этом, мы отмечаем, что в течение года росло количество пользователей дополнительными услугами, продолжилась тенденция увеличения потребления Мобильного интернета, - отмечает коммерческий директор челябинского отделения уральского филиала компании «МегаФон» Владислав Гуцул.

Благодаря росту абонентской базы и появлению новых услуг, совокупная выручка операторов сотовой связи в Челябинской области увеличился на 6%. Объем рынка в годовом исчислении оценивается на уровне 15,1 млрд. рублей.

 Динамика проникновения сотовой связи Челябинской области в 2009-2010 годах.

Перераспределения долей операторов вследствие экономического кризиса не произошло. Все компании остались на своих позициях. 

Лидером как и год назад является компания TELE2. Она занимает 24,7% рынка, абонентская база составляет порядка 1,17 млн. человек [данные по итогам третьего квартала 2009 года]. При этом позиции оператора стабильны. За год абонентская база возросла на 4%. 

Рынок операторов сотовой связи Челябинской области по итогам 2009 года.

Второй на южноуральском рынке является компания «МТС». За год оператор увеличил свою базу на 3,5%. Доля «МТС» оценивается на уровне 23,3%. Порядка 1,1 млн. населения области являются абонентами компании.

Третье место занимает универсальный оператор Utel - 21,4%. В активе этой компании - более 1 млн. клиентов. За 12 последних месяцев оператор увеличил абонентскую базу на 3%.

- Ежемесячная динамика подключений к сети мобильной связи во втором полугодии у Utel выросла в среднем в два раза по сравнению с первым полугодием 2009 года. Таким образом, можно отметить, что произошел слом негативных влияний финансового кризиса на рынок мобильной связи на Южном Урале, и темпы роста рынка восстановлены, - говорит Дмитрий Быков, начальник управления маркетинга и рекламы Челябинского филиала ОАО «Уралсвязьинформ».

Абонентский базы операторов сотовой связи Челябинска и Челябинской области по итогам 2009 года.

В числе лидеров прочно закрепился «Вымпелком» [Билайн™]. У компании результаты несколько скромнее – 16,5%. По нашим оценкам, оператор обслуживает 780 тыс. абонентов в Челябинске и области.

Несмотря на укрепление своих позиций, МегаФону удалось взять под контроль только 13,4% рынка. Абонентская база оператора оценивается нами на уровне 632 тыс.

Доля универсального оператора «Скай Линк» [ОАО «Апекс»] по итогам третьего квартала 2009 года оценивается в 0,8%. Абонентская база составляет 45 тыс. абоеннтов.

Активная абонентская база операторов сотовой связи в 2009 году.

По итогам третьего квартала индекс ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у операторов вырос в среднем на 5-10%. Это положительный сигнал, учитывая, что начиная с третьего квартала 2008 года ARPU стремительно падал.

Самый высокий ARPU зафиксирован у МегаФона и  «Вымпелкома» – по 326 и 331 рублю соответственно. Далее идут МТС – 255,8 рубля, «Уралсвязьинформ» - 245 рублей [оценка интернет-издания «Мобильный Челябинск», официальные данные компания не раскрывает]. ARPU компании TELE2 составляет всего 212 рублей. Стоит отметить, что в VI квартале повышение ARPU продолжится.

Динамика ARPU по операторам сотовой связи в 2009 году.

Вместе с этим в начале 2009 года рынок столкулся с проблемами снижения спроса на услуги связи. Об этом свидетельствует показатель MOU - показатель, равный количеству минут, использованных абонентом на услуги телефонной связи в месяц. Здесь с небольшим отрывом в лидерах МегаФон. Его абоненты самые разговорчивые - 275 минут в месяц. Клиенты Utel разговаривают в среднем 260 минут в месяц, у TELE2 - 215 минут, у МТС и «Билайн» по 214 минут.

Динамика MOU по операторам сотовой связи в 2009 году.

Исходя из среднестатистических данных по рынку в целом, можно оценить долю операторов в Челябинской области по выручке. Лидером рынка по выручке является МТС – 22,3%, следом идет «Билайн» с долей 20,4%. На Utel и TELE2 приходится по 19,6% рынка. 16,3% от всей выручки приходится на МегаФон.

Рынок сотовой связи Челябинской обалсти по выручке операторов.

Сильнее всего кризис затронул корпоративный сегмент, он просел в Челябинской области на 30-35%. Это подтолкнуло многих крупных клиентов пересмотреть свои корпоративные программы и даже сменить поставщиков услуг. К концу 2009 года стали наблюдаться положительные сдвиги.

- Наша доля на корпоративном рынке пока невелика. Кризис 2008-2009 года привел к тому, что компании сократили количество оплачиваемых номеров служебной связи. То есть рынок корпоративной связи попросту уменьшился. Вместе с этим Билайн Бизнес» неплохо поработал в 2009 году. Количество корпоративных абонентов за этот год выросло более чем на 32%, - приводит данные Евгения Кох.

Уходящий год также ознаменовался переходом сотовых ритейлеров под контроль операторов мобильной связи. МегаФон и МТС теперь развивают собственные монобрендовые сети, а «Билайн» стал совладельцем «Евросети». Поддержка со стороны розницы позволила сотовикам сохранить продажи на уровне прошлого года. Однако качество самых продаж неуклонно падает: количество абонентов, которые остаются активными на протяжении полугода и более - снижается. Вместе с этим расходы на привлечение одного нового абонента доходят уже до 650-700 рублей.

 В 2010 году основной вектор развития будет тесным образом связан с развитием высокоскоростного мобильного Интернета.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, операторы отмечают стабильный рост спроса на дополнительные услуги [VAS]. Например, доля VAS в структуре доходов МТС сейчас составляет 16%. В Челябинске этот показатель выше, чем в среднем по России для МТС. Наблюдается устойчивая тенденция к росту. Аналогичная ситуация и в МегаФоне.

- Значительно увеличилось потребление дополнительных услуг. В сравнение 9 месяцев 2009 года к 9 месяцам 2008 года прирост равен 16%. Таким образом, доля VAS в настоящий момент составляет 20%. Тенденция к росту голосовых услуг во всем мире уже прекратилась. Теперь чтобы сохранить финансовые показатели и поддержать ARPU, необходимо развивать дополнительные сервисы, - замечет Владислав Гуцул.

 Все операторы надеются, что рынок сотовой связи будет «оживать», негативное влияние кризиса будет ослабевать.

В 2010 году основной вектор развития будет тесным образом связан с развитием высокоскоростного мобильного Интернета. Это становится возможным благодаря развертыванию сетей третьего поколения. Уже сейчас МТС, «Билайн», МегаФон и «Скай Линк» предоставляют своим клиентам безлимитный интернет.

- Основным драйвером роста в ближайшее время останется мобильный Интернет. Мы продолжаем инвестиционную программу в Челябинской области и в 2010 года планируем построить 3G еще в нескольких крупных городах региона, - делится планами Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона компании МТС.

Операторы, не имеющие частот для развертывания сетей 3G не унывают, они надеются на скорый приход 4G.

- 2010 год пройдет под знаком обсуждения технологии LTE и перспектив ее появления в России. Возможно, начнут создаваться тестовые зоны. TELE2 уже имеет сеть LTE национального масштаба в Швеции, которая будет запущена до конца 2009 года. В России мы тоже будем работать в этом направлении. В связи с развитием LTE, возможно, будет заморожено развитие проектов 3G, которые являются малопопулярным и переходными, - говорит Оксана Чеповская, PR-менеджер компании «TELE2-Челябинск».

Все операторы надеются, что рынок сотовой связи будет «оживать», негативное влияние кризиса будет ослабевать. Продолжится увеличение роста потребления дополнительных услуг, этому будет способствовать дальнейшее развертывание  сетей 3G. Рынок будет идти к конвергенции, предлагая мобильную, фиксированную связь и интернет в одном пакете.