Доходы операторов мобильной связи падают, с такой проблемой столкнулись не только российские сотовые компании – это общемировая тенденция. Чтобы и дальше обеспечивать рост прибыли, операторы придумывают иные способы заставить абонентов тратить больше.
В то же время, в борьбе за клиента приходится отказываться от своего еще недавно главного козыря – низкой цены.
«Думаем, что мы уже подошли к той черте, когда ценовые войны должны прекратиться, - считает пресс-секретарь ВымпелКома Юлия Остроухова. - Вызвано это чисто экономическими причинами. Рынок сегодня готов расти при нынешнем уровне цен».
Но чтобы привлечь клиента и не потерять при этом в прибыли, операторы должны предложить им что-то более привлекательное, чем низкая абонентская плата и стоимость минуты разговора.
«Базовые потребности в голосовом общении у абонентов уже удовлетворены», - говорит пресс-секретарь МТС Павел Нефедов. Его коллега из «БиЛайна» с ним согласна.
«Сегодня самым важным параметром становится набор предоставляемых услуг, - поясняет Юлия Остроухова. - Сейчас важнее сервис и бренд, а также новые предложения для абонентов, широкий спектр услуг»*
Можно сказать, что в скором времени диктовать правила рыночной игры будет тот, кто сможет быстрее и правильнее других отследить и предложить прогрессивные, инновационные услуги, а также грамотно преподнести их аудитории.
Мы решили выяснить, кто же из сотовых операторов Челябинска самый перспективный, и как сегодня воспринимают жители города будущего лидера рынка. Для этой цели мы провели сравнительный анализ крупнейших мобильных операторов Челябинска — МТС, Beeline, U-tel, МегаФон и выяснили, кто из них является самым «продвинутым», а кто наиболее популярным. Были проанализированы сайты и wap-порталы, как наиболее передовые, на сегодняшний день, услуги.
Для начала мы решили узнать, кого из сотовых операторов жители нашего города считают самым популярным. Опрос студентов показал, что фаворитом в этой среде является Beeline (36,8%), второе и третье места заняли соответственно — МТС (30, 4%) и U-tel (18%), аутсайдером был признан МегаФон (14,8%).
Однако известно, что большая часть представителей VIP сегмента является пользователями ус-луг операторов МТС и U-tel, БиЛайн же несколько уступает свои позиции, а МегаФон вновь отстает.
Анализируя сайты, мы установили, что все они соответствуют целям и задачам компаний:
- распространение информации об операторе и его услугах;
- формирование благоприятного имиджа и продвижение брэнда;
- дистанцированная работа с клиентами и партнерами;
- продажа услуг через Интернет;
- поддержка традиционной рекламы в традиционных СМИ.
Однако оставались и другие, не менее важные, параметры: доступность, информационное наполнение, структура информации и навигация, оформление… Для анализа сайтов был также введен дополнительный критерий — интерактивность (см. таблицы 1, 2).
Результат работы несколько удивил и даже обескуражил. Самым инновационным оператором стал… самый непопулярный — МегаФон. Видимо, компания совсем не заботиться о «прокачке» своих ресурсов (которые у нее, кстати, наиболее соответствуют всем критериям качественных), сосредоточившись на поддержании доверительного и дружественного имиджа. А вот приветливости и умения слушать, им точно не занимать: на сайте можно найти все возможные способы обратной связи. А главное, и искать их особо не нужно, сами обнаружатся во всех поисковых системах. Чего не скажешь про «земляка» U-tel, который трудно назвать находкой для шпиона: найти его можно только с помощью хорошо обученных сыщиков-сисадминов по оставленным в сети (кстати, немногочисленным) уликам.
Из оставшихся операторов нет явных лидеров или аутсайдеров. Сайты МТС и Beeline, стильные и яркие на первый взгляд, при более детальном изучении грешат нелогичностью. Да, все выдержано в фирменном стиле и нет ничего лишнего (кроме летающих, ездящих во всех направлениях и разве что не плавающих надписей у БиЛайна, которые сильно затрудняют восприятие информации), но понять, что было в головах их создателей, когда они придумывали названия разделов, просто невозможно, как невозможно и предугадать, что за этими названиями стоит.
На данном этапе развития WAP не приходится много говорить о контенте, дела с пополнением и обновление информации обстоят не очень. Подобную ситуацию можно наблюдать у всех представленных операторов: заходим на портал, загружаем раздел новости и… попадаем вновь на главную страничку. Этот «порочный круг» пока остается главной проблемой всех порталов, надеемся, в скором времени ее удастся решить.
Дизайн же и оформление значительно разнятся. Очень порадовал U-tel. Скромный в оформлении WAP совершенно не напрягает, легко прочитать текст даже на самом незначительном экранчике (проверено опытным путем!), но вот попасть к ним не просто — доступен только для абонентов оператора. Хорошее впечатление складывается и от портала МегаФон, который является самым удобным в использо-вании (короткие и однозначные названия легко помещаются на любом экране). А вот МТС захотели всех удивить и перестарались: фотогра-фии с обложки фильма «Жара» уменьшенные в десятки раз совершенно не различаются, подробные комментарии к разделам сливаются в один сплошной текст. Нужно быть настоящим фанатом той же «Жары», чтобы разбирать эту стенографию. Про БиЛайн можно сказать только одно — за льва сойдет и кошка, если есть хорошая коммуникационная программа!
Углубляться, таким образом в детали можно бесконечно, поэтому для экономии энергии и времени предлагаем изучить таблицы 1 и 2, в ко-торых представлены факты по всем критериям анализа.
Таблица 1.
МТС www.mts.ru |
Beeline www.beeline.ru |
МегаФон www.megafon.ru |
U-tel www.u-tel.ru |
|
Доступность сайта |
Имя сайта соответствует названию бренда, сайт легко най-ти с помощью основных поисковых систем (Yandex, Ram-bler, Google, Yahoo!) Присутствует логотип компании, указывающий на статус источника; есть подписка на новости компании. |
Имя сайта соответствует названию бренда, сайт легко найти с помощью основных по-исковых систем (Yandex, Rambler, Google, Yahoo!) Присутствует логотип компании, четко ви-зуализирующий источник. Есть указание на статус («Официальный сайт»); есть подписка на новости компании. |
Имя сайта соответствует названию бренда, сайт можно найти не на всех основных поисковых системах (не присутствует в системе Rambler) Скорость загрузки сайта – низкая. |
|
Информационное наполнение сайта | Отсутствует раздел «Ссылки» |
Отсутствует раздел «Ссылки»; Погрешности стиля (слишком длинные фразы); Точки в коротких заголовках. |
Есть ссылки на аналогичную (или сходной тематики) информацию в сети Internet, однако раздел «Ссылки» не представлен. |
Отсутствует раздел «Ссылки»; Погрешности стиля (слишком длинные фразы). |
Структура информации и навигация на сайте |
Неудачная структура сайта: на один и тот же материал указывают разные ссылки; Неоднозначное восприятие названий разделов («Я и МТС»); не продумана навигация сайта. |
В структуре сайта присутствуют недочеты: название разделов воспринимается неоднозначно. Не продумана навигация сайта. |
Продуманная навигация, заголовки разделов воспринимаются однозначно. |
Структура сайта неудачна: наименования разделов сайта не всегда соответствует их содержимому, название разделов воспринимается неоднозначно, на один и тот же материал указывают разные ссылки, разделы дублируют друг друга. Не продумана навигация сайта. Присутствуют пустые ссылки. |
Оформление сайта Интерактивность сайта |
Оформление сайта выдержано в фирменном стиле компании, дизайн подчеркивает индивидуальность бренда, все страницы выполнены в едином стиле. Сайт легок для восприятия. | Сайт оформлен в фирменном стиле компании, наблюдается некоторая избыточность анимации. Общее художественное впечатление положительное. | Оформление сайта выдержано в фирменном стиле компании, дизайн подчеркивает индивидуальность бренда, все страницы выполнены в едином стиле. Сайт легок для восприятия. Сайт эмоционально заряжен. | Сайт оформлен в фирменном стиле компании. Использовано более двух различных гарнитур. |
Интерактивность сайта | Обратная связь может быть осуществима только по средствам электронной почты, нет возможности взаимодействия с другими пользователями сети. |
Обратная связь:
• Контакты Нет возможности взаимодействия с другими пользователями |
Присутствуют практически все виды обратной связи: форумы, опросы, контакты, конкурсы, вопросы-ответы и т.д. | Обратная связь ограничивается разделом «Вопросы-ответы» и указанием контактов. |
Таблица 2.
wap.megafonpro.ru | wap.beeline.ru | wap.mts.ru | wap.u-tel.ru | |
Доступность портала | Доступен абонентам других операторов в полном объеме. | Портал доступен только абонентам Билайн, абоненты других операторов могут лишь просматривать главную страницу. | Возникают трудности с загрузкой. | Возникают трудности с загрузкой. |
Информационное наполнение портала |
Разделы: ? Поиск ? Погода ? Валюта ? Воробьевы горы ? Бесплатно ? Новости ? Мелодии ? Видео ? Игры ? Картинки ? Playboy ? Досуг ? Общение ? МегаФон Урал ? Настройки ? О портале |
Разделы: Серена "оглушила" Марию Шарапову. ? Интересно ? Полезно ? Загрузи ? Общайся Макsим пропала! Остался только ее новый хит. Скачай его сейчас. ? Я и Билайн. ? Закладки. ? Наши каналы. ? Каналы (Что это?) |
Разделы: Лучшие: ? живой звук ? кино-клуб ? игры ? видео-клуб ? граффити Сегодня Каталог: ? юмор ? новогодние подарки ? погода ? бизнес ? спорт ? большой куш ? 18+ ? мтс-подарки ? общение ? что умеет телефон? ? википедия ? Все услуги |
Разделы: ? Регионы ? Новости ? Мелодии ? Реалтоны ? Видео ? Игры ? Картинки ? Темы ? Развлечения ? Всё для взрослых |
Структура информации и навигация на портале | Названия разделов адекватны их содержанию. Информация структурирована по регионам: режим работы зависит от выбранного региона. | В структуре присутствуют недочеты: нет четкой структуры, названия разделов воспринимаются неоднозначно. | Перегруженность страниц текстом также затрудняет восприятие. Названия разделов воспринимаются неоднозначно. | Названия разделов адекватны их содержанию. Есть возможность отдельного просмотра региональной информации. |
Оформление портала | Портал оформлен в соответствии с фирменным стилем компании МегаФон. Визуальное сопровождение разделов (иконки) значительно облегчает восприятие информации. | В оформлении отсутствует связь с фирменным стилем компании Beeline. Восприятие портала осложнено отсутствием визуального сопровождения разделов (иконок) |
Портал оформлен в соответствии с фирменным стилем компании МТС. Визуальное сопровождение разделов (иконки), однако оно трудно воспринимается, т.к. не рассчитано на столь сильное уменьшение формата. Перегруженность текстом. |
Портал оформлен в соответствии с фирменным стилем компании U-tel. Визуальное сопровождение разделов (иконки) значительно облегчает восприятие информации. |
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что главным сюрпризом проведенного исследования стал выявленный разрыв между ре-альным содержанием оператора МегаФон и его восприятием аудиторией: последнее место по популярности и 1-е по инновационности. Со-четание большого потенциала компании с недостаточной информационной поддержкой ее деятельности дало весьма причудливый результат — потенциал есть, но об этом никто не знает. Возможно, оставшиеся операторы больше внимания уделяют рекламе своей деятельности, ее освещению в прессе и т. д. Если ситуация аналогична и в других регионах России, то она легко объясняет тот факт, что компания Мегафон занимает лишь 3-е место в «Большой тройке» федеральных операторов (Newsweek 2006 г., №42, стр. 50). Однако для МегаФона далеко не все потеряно, в 2005 г. компания оказалась самой быстрорастущей в своей отрасли (Секрет фирмы, 25.12.2006 — 14.01.2007, №48, стр. 117, 129, 131), опередив, сменивших образ, Beeline и МТС, и, возможно, еще заявит о себе, если не будет забывать почаще хвалить в СМИ себя любимую.
* По данным газеты «Взгляд» www.vzglyad.ru , "Люди говорят. Все меньше"