/ / Бизнес

Компания «Яндекс» опубликовала свои финансовые результаты за второй квартал 2022 года. Показатели заметно опередили прогнозы аналитиков и оценки рынка. Несмотря на сокращение инвестиций, оптимизацию затрат и временную приостановку найма новых сотрудников, рост выручки по итогам квартала составил 44,7%. Максимальный рост обеспечил сегмент поиска.

Значительно лучше прогнозов: Яндекс раскрыл финансовые результаты работы во втором квартале.

Общая выручка холдинга в апреле-июне увеличилась на 44,7% год к году. Таких показателей удалось достичь благодаря сильной динамике поиска. Выручка данного сегмента увеличилась на 31% год к году, превысив рост за первый квартал. Поддержку этому сегменту оказал уход рекламного рынка американских корпораций во главе с Google. В итоге рекламные бюджеты перераспределились, в том числе и на площадки Яндекса.

Второй квартал подряд Яндекс отмечает существенный приток клиентов малого и среднего бизнеса, который связан как с улучшением технологий и продукта, так и с сокращением доступного рекламного инвентаря при остановке размещения рекламы сервисами Google. Большинство вертикалей демонстрируют позитивные результаты за исключением Авто, FMCG и потребительской электроники. Компания особенно выделяет рост своей доли в поиске на iOS.

В июле рекламный бизнес компании продолжил демонстрировать двузначный рост выручки, что может говорить об относительной устойчивости продемонстрированной динамики. Рентабельность EBITDA поискового направления во втором квартале увеличилась более чем на 8 процентных пунктов год к году и составила 55,6%. Это самый лучший результат по маржинальности направления за последние годы, которого удалось достичь благодаря оптимизации затрат и положительному эффекту от роста выручки.

 Показатель скор. EBITDA вырос более чем в 4 раза при резком улучшении рентабельности в поиске, сегменте такси и онлайн-торговли, а также прочих инициативах. Операционной прибыльности удалось достигнуть в облачных сервисах, Лавке в России, Доставке и девайсах. 

Выручка объединенного сегмента такси и онлайн-торговли увеличилась на 53% год к году. Число поездок в такси и каршеринге выросло на 28% за год, отражая сезонность и оптимизацию спроса по сравнению с предыдущим кварталом. При этом удалось добиться существенного роста выручки направления более 60% за год, что связано с ростом комиссии сервисов и B2B направления.

В онлайн-торговле темп роста выручки снизился в 2 раза по сравнению с первым кварталом на фоне сокращения инвестиций в маркетинг, оптимизации ценовой политики, уменьшения числа промо-акций и нормализации спроса после мартовского ажиотажа. Яндекс Маркет в частности увеличил оборот на 68% за год, против 180% в начале года. Доля сторонних продавцов в продажах Маркета увеличилась до 84%, отражая текущий фокус компании на данном сегменте. В Яндексе отмечают, что доля сторонних продавцов останется на сопоставимом уровне во второй половине года. Операционные метрики маркетплейса продолжили улучшаться. В Яндексе сообщили, что видят ускорение роста в онлайн-торговле по итогам первого месяца третьего квартала.

Сервисы доставки еды и продуктов показали рост оборота в 51% за год, даже при улучшении их рентабельности. Яндекс намерен увеличить инвестиции в food-tech во второй половине года на фоне хороших перспектив рынка. Рентабельность объединенного сегмента стала положительной благодаря существенному сокращению убытка Маркета, выходу в плюс EBITDA Лавки в России и Доставки, улучшению маржинальности такси.

Финансовые результаты Яндекса за второй квартал 2022 года.

Сервисы объявлений не показали роста выручки в связи с негативной динамикой автомобильного рынка в России, но в сегменте удалось поддержать уровень рентабельности. В медиа рост выручки был немного меньше прогнозов аналитиков, хотя база подписчиков сервиса Плюс увеличилась на 1,5 млн за квартал. Рост аудитории говорит о том, что пока Яндексу удается поддерживать интерес к своим сервисам даже при отсутствии западных релизов. Убыток скор. EBITDA медиа был примерно на уровне прежних сезонных значений.

В прочих инициативах особенно выделились направления девайсов и облачных сервисов. За счет старта продаж новых колонок и восстановления производства в Китае удалось добиться рекордных продаж умных устройств в 4,3 млрд рублей. Сильные продажи позволили компании вывести этот бизнес на положительную EBITDA.

В облачных сервисах, которые выигрывают за счет ухода некоторых конкурентов, рост выручки составил более 200% за год, а рентабельность также стала положительной в первый раз. За счет результата девайсов и облачных сервисов общая маржинальность сегмента сильно улучшилась как в квартальном выражении, так и год к году, даже при сохранении инвестиций в автономный транспорт на уровне 1,5 млрд рублей.