В Яндексе официально признали, что рассматривают различные стратегические опции в отношении сервисов «Новости» и «Дзен», в том числе их возможную продажу. Ранее об этом со ссылкой на свои источники в компании сообщали СМИ. В числе потенциальных покупателей активов называли холдинг VK. В пресс-релизе ИТ-компании говорится, что холдинг планирует сосредоточиться на развитии других направлений, включая транзакционные сервисы и технологические продукты.
По мнению экспертов, основной причиной для потенциальной продажи является желание компании снизить регуляторное давление и избавиться от «токсичных» активов. Яндекс не раскрывал конкретные финансовые показатели для агрегатора новостей, но финансовые аналитики оценивают, что он по большей части работал на привлечение дополнительного трафика и не генерировал существенных доходов.
По оценкам аналитиков, проект «Дзен» за 2021 год получил более 15 млрд рублей выручки, что составило немного более 4% выручки группы. Run-rate выручки в четвёртом квартале 2021 года достиг 18,9 млрд рублей. EBITDA сервиса, по оценкам экспертов, в прошлом году была близка к нулю или в небольшом плюсе, так что существенных потерь в денежном потоке из-за продажи не ожидается. Средний показатель дневной аудитории (DAU) в четвёртом квартале 2021 года составил 22,3 млн человек, а месячная аудитория за февраль была на уровне 52,7 млн человек. Основным инструментом монетизации является реклама. Последнее время Дзен активно наращивал долю видео в общем времени пользователя на площадке, и в четвёртом квартале 2021 года она составляла около 40%.
В обычных условиях можно было бы предположить, что «Дзен» будет продан с мультипликатором не менее 2х EV/S, но в связи со сложной ситуацией на рынке оценка актива во многом не предсказуема.
По сервису «Новости» интернет-компания практически не раскрывала отдельные данные. Если опираться на оценку холдинга, «Новости» в феврале 2022 года имели месячную аудиторию 35 млн человек, а ежедневную — 10,5 млн человек. По мнению экспертов, проект не монетизировался и служил по большей части для привлечения трафика на основную страницу и портал Яндекса. Его продажа вряд ли приведёт к видимому эффекту на финансовые результаты группы.
В то же самое время пока не понятно, как технически может происходить процесс отделения «Новостей» от прочих ресурсов Яндекса, так как они достаточно плотно связаны. «Новости» не раз подвергались критике со стороны отдельных государственных чиновников и структур. Потенциальная продажа может улучшить общий профиль компании и снизить регуляторное давление на нее.
Одновременно с появлением информации о продаже «Новости» и «Дзен» в СМИ появились данные о потенциальном покупателей. Чаще всего в прессе говорили о VK. При этом у VK есть собственные проекты, схожие с Яндекс Дзен – это рекомендательные платформы Пульс и Relap. Также у компании уже имеется собственный новостной агрегатор, но с меньшей аудиторией. Сами компании не подтверждали факт переговоров. По оценке отраслевых экспертов, переговорные процессы могут занять не менее полугода и быстрого результата с конкретными решениями ожидать не стоит.