«Яндекс» представил новую версию своего фирменного браузера с лентой персональных рекомендаций «Дзен», которая содержит ссылки на статьи, видео, картинки и прочие материалы из интернета. Весь контент отбирается для каждого пользователя индивидуального на основе технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Приложением могут воспользоваться пользователи десктопного и мобильного «Яндекс. Браузера», начиная с сегодняшнего дня. На презентации обновлённого приложения побывал главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным».

Яндекс Дзен.

Последние новости о том, что «Яндекс» в России впервые уступил первое место по доле поискового трафика Google, не стали откровением для экспертов рынка. Основной проигрыш российская компания несёт в сегменте мобильных устройств. И несмотря на то, что в «Яндексе» говорят о полном спокойствии, в компании ищут ниши, которые бы существенным образом расширили аудиторию. Одна из таких ниш – собственный браузер.

Каким должен быть браузер?

В «Яндексе» считают, что идеальный браузер должен представлять собой полноценный хаб для всех задач пользователя. А пользователь должен проводить с ним как можно больше времени. «Адресная строка сама по себе уже очень много умеет – от перевода величин до подсказок вариантов с первых букв. На главных страницах показываются пробки, погода и прочие подсказки, уникальные для каждого пользователя», - рассказывает Роман Иванов, руководитель «Яндекс.Браузера».

Яндекс Браузер.

Яндекс Браузер.

Яндекс Браузер.

Второй важный критерий – защита пользователя от внешних угроз. Здесь «Яндекс» делает ставку на технологию активной защиты Protect, которая объединяет в себе фоновую защиту от взлома, автоматическое шифрование данных при подключении к публичным сетям Wi-Fi, предупреждение о платных подписках, защиту от подмены сайтов и блокировку рекламы.

«Анализ работы технологии активной защиты Protect показал, что 97% пользователей, которым показывается предупреждение о платных мобильных подписках при посещении разных сайтов, не переходят на страницу оплаты. Это около 40 тыс. человек в день, они могли потерять 10 млн рублей в день. Наш браузер помог им не стать жертвами мошенников и не потерять деньги», - отмечает Роман Иванов.

Яндекс Браузер.

Яндекс Браузер.

Ежедневно «Яндекс.Браузером» пользуется порядка 12 млн пользователей ПК и 5,1 млн пользователей мобильных устройств. Сейчас «Яндекс.Браузер» для компьютеров занимает второе место на российском рынке по количеству пользователей (18%), уступая лишь Chrome от Google (40%). Среди браузеров для мобильных устройств «Яндекс» третий с долей – 10,4%. При этом браузер «Яндекса» растёт существенно быстрее рынка и поступательно наращивает свою долю.

Яндекс Браузер на различных устройствах.

Яндекс Браузер.

Яндекс Браузер.

Кроме того, важным для разработчиков становится и время, проведённое пользователем в интернете через браузер. «Чем оно выше, тем лучше», - заявляют в «Яндексе», отмечая прямую корреляцию показателя с монетизацией. По данным TNS, в марте 2016 года каждый российский пользователь просматривал интернет через браузер в течение 4 часов в сутки. Уровень достойный, но не максимальный. Каждый из разработчиков стремиться его увеличить. По этому пути идут и в Google, и в «Яндексе». Появляются всё новые сервисы и функции, увеличивающие время взаимодействия пользователя и браузера. В эту схему вписывается «Яндекс.Дзен».

«Яндекс.Дзен»

«Дзен» — это лента интересного контента, который подбирается для каждого пользователя индивидуально. В ленте могут быть ссылки на статьи, видео, картинки, интересные подборки.

Яндекс Дзен.

Яндекс Дзен.

Сервис помогает пользователям найти интересный контент, а издателям — целевой трафик. Если пользователю понравится заголовок рекомендации, то сам материал будет открыт на сайте-первоисточнике.

«По принципу работы «Дзен» похож на поисковую систему — только для него не нужно формировать отдельные запросы. Поисковые роботы ищут интересные материалы во всем интернете. «Дзен» — это не RSS-ридер, который нужно настраивать самостоятельно, вручную отбирая источники, - говорит Виктор Ламбурт, руководитель сервиса «Яндекс Дзен». – Наш сервис сам подбирает материалы в ленту, исходя из уже имеющейся у него информации о пользователе: истории в браузере или его поведения внутри самого «Дзена».

Как это выглядит?

Лента персональных рекомендаций отображается в нижней части экрана. Перейти к ней можно с помощью прокрутки. «Дзен» самостоятельно определяет интересы пользователей, но его обучение можно ускорить с помощью вариантов «Больше такого» или «Меньше такого» в меню карточки контента. Любой источник контента можно принудительно заблокировать.

Яндекс Дзен.

Яндекс Дзен.

Если ленты нет внизу экрана, это значит, что для пользователя ещё нет готовых рекомендаций. В этом случае пользователи мобильного «Яндекс.Браузера» вместо ленты рекомендаций увидят предложение самостоятельно выбрать интересные сайты. «Дзен» не будет ограничен выбранными источниками: они станут лишь отправной точкой для построения персональной ленты. В дальнейшем качество и точность рекомендаций напрямую зависит от активности пользователя в браузере. Чем больше человек пользуется браузером, тем точнее предложения.

Как это работает?

Для подбора контента, который был бы интересен конкретному пользователю, «Дзен» применяет технологии в области искусственного интеллекта и машинного обучения. С помощью технологии обработки естественного языка алгоритм находит материалы, близкие по тематике интересам пользователя.

Яндекс Дзен.

Технология компьютерного зрения применяется для анализа изображений на сайте и совершенствования рекомендаций. Метод машинного обучения Матрикснет, разработанный в «Яндексе» и уже применяющийся как внутри компании, так и для решения сторонних задач (например, в Европейском центре ядерных исследований (CERN), учитывает тысячи различных факторов и предсказывает интерес пользователя к найденному в интернете контенту.

Виктор Ламбурт отмечает, что за время тестирования сервиса, количество времени, проведённое в «Дзене» выросло в 4 раза – с 5 до 20 минут в сутки. Пользователи стали просматривать гораздо больше страниц и отдельных сайтов. Круг источников, с которыми взаимодействует пользователь, вырос с 2,7 в неделю до 4,4.

Яндекс Дзен.

Яндекс Дзен.

В компании-разработчике отметили, что «Дзен» уже доступен в последнем обновлении «Яндекс.Браузера» для 24 стран мира на 15 языках для пользователей Windows, Android и iPhone. Также Дзен встроен в Yandex Launcher — оболочку для смартфонов на платформе Goolge.

Яндекс Дзен.

Яндекс Дзен.

Помимо этого, в третьем и четвёртом квартале 2016 года ожидается появление нескольких смартфонов на базе Android, в которых будет предустановлен браузер с функцией «Дзен». Названия моделей и бренды разработчиков в «Яндексе» не назвали, но отметили, что интерес к новому сервису проявляют российские сотовые операторы, китайские и индийские производители смартфонов.