Старт продаж в России пятого iPhone, авантюра «Связного» с новым яблочным мобильником, принятие Госдумой закона о переносимости мобильного номера, усиление магазинов приложений для Android и Windows Phone – всё это главные темы уходящей недели. Главный редактор проекта «Будь мобильным» Иван Кущ комментирует самые интересные и важные события уходящей недели.
Неделя была богата на события. И, впрочем, виной тому не Новый год или Рождество. Праздниками в телекоме пока не пахнет! Всех интересуют другие темы. Безусловно, главной новостью недели стал запуск продаж нового «айфона» 14 декабря.
Суперскидки на iPhone 5
В этот четверг в России начались продажи iPhone 5. Но меня поразил не столько факт запуска, сколько то, что происходило с ценами на этот «вожделенный гаджет». Неужели такое может быть?
Согласно утечкам в прессе, в Apple долго не могли решить, какую цену выставить на новый смартфон. Именно этим объясняется отсутствие официальных цен вплоть до самого начала продаж. Изначально вариантов было два: 34 990 рублей за 16 Гбайтную версию – именно такая цена была на момент запуска iPhone 4 и iPhone 4S, либо 27 990 рублей – на этой цене настаивали представители розничных сетей, включая МТС.
В списке официальных партнеров, которые должны были отвечать за ввоз и распространение новых iPhone в России, числилось всего три компании: «Билайн», МТС и «Связной».
За пару дней до начала продаж iPhone 5 выяснилось, что условия партнерства не устраивают МТС, и оператор больше не будет закупать яблочные смартфоны. Таким образом, среди официальных партнеров остались «Билайн» и «Связной». При этом «Связной» будет продавать «айфоны» исключительно в своих магазинах, а вот «Билайн» поставит их не только себе, но и в «Евросеть», «МВидео», Re:Store и многие другие сети. Забегая вперед, отмечу, что такая конфигурация позволила «Связному» пойти на авантюру с ценами, наращивая тем самым свои продажи и заставляя конкурентов торговать в минус.
За первые часы официальных продаж цены на новый смартфон упали на 18% с 34 990 до 28 900 рублей. Такого в истории яблочной компании на территории нашей страны никогда не было.
Первым цены «уронил» «Связной». iPhone 5, укомплектованный 16 ГБ памяти, в его торговой сети сначала стоил 29 900 рублей, с 32 ГБ - за 34 900 рублей, а с 64 ГБ - за 39 900 рублей. К утру 14 декабря на сайте «Связного» стоимость устройств была обновлена и составляла уже от 28 900 до 38 900 рублей. «Евросеть» была вынуждена снизить цены до аналогичного уровня. На снижение откликнулись в «Белом ветре цифровом» и других ритейлерах.
В «Связном», однако отметили, что никакого демпинга и самодеятельности в его действиях нет, и что установить лучшее предложение на рынке компании позволил прямой контракт с Apple.
В «Билайне» продолжали удерживать цены на верхней планке. И это вполне объяснимо, ведь у оператора есть договор и его нужно выполнять. Любая самодеятельность наказуема. Но на утро 14 декабря цены упали и тут.
Что мы имеем в итоге? Apple по факту не может принять санкции против «Связного», поскольку разорвав контракт с ним, чисто гипотетически, компания становится полностью зависима от «Билайна». «Билайн» может при этом попросить более выгодных условий для себя, что также вынудит Apple идти навстречу. Есть вариант замены «Связного» на альтернативного поставщика, но с МТС договоренности уже расторгнуты, а на новых переговорах МТС будет, опять-таки, просить более интересных условий работы, на что в американской компании пойти вряд ли смогу. В любом случае Apple становится заложником такой ситуации.
Но, быть может, Apple всё устраивает, и компания просто хочет убить серый рынок? Уж как-то слабо верится, что «Связной» мог нарушить условия договора.
Судите сами. Сейчас ввоз нового iPhone 5 16 ГБ в среднем стоит $720 плюс доставка, страховка и т.п. Полная стоимость с учётом дополнительных затрат получается аккурат 26 500 рублей и выше. И какой тогда смысл привозить аппараты из-за бугра с маржинальностью в 2 000 рублей? Ради чего? Вероятно, в Apple тестируют этот рычаг воздействия на серый рынок.
Обсуждая эту тему с представителями российских ритейлеров мне удалось узнать, что демпинг в рознице произошел с благословения Apple, которая установила дифференцированные рекомендованные цены для отдельных реселлеров. Оптовая стоимость iPhone 5 16 ГБ c учетом налогов составляет порядка 25 900 рублей. По такому прайсу устройства продаются «Связному» и «Вымпелкому». По словам ведущего аналитика Mobile Reaserch Group Эльдара Муртазина, закупочные цены на новый iPhone на 100 евро выше прошлогодней цены на iPhone 4S. «Вымпелком» же отпускает своим партнерам гаджет уже по 29 000 рублей. Получается, что партнеры оператора торгуют «айфонами» себе в убыток.
Если дело пойдет также и «Вымпелком» не снизит закупочные цены, то партнеры оператора попросту прекратят продажи iPhone 5. Вероятно, «Билайн» попросит скидку, но вот даст ли ее Apple? Какой смысл вообще в дифференциации цен, если у тебя всего два партнера? Все эти вопросов пока остаются баз ответов.
Переносу номера – быть!
В минувшую пятницу Госдума одобрила законопроект о введении в России принципа переносимости мобильных номеров (MNP, mobile number portability). В случае одобрения закона Советом Федерации и подписании Президентом этот документ начнет действовать с 1 декабря 2013 года. Правда, пока для быстрой реализации этого правового акта не сделано ничего.
Известно, что Минкомсвязи ведет работу по подготовке необходимых подзаконных актов — базы для своевременного исполнения требований законопроекта. Всего нужно разработать 24 подзаконных акта, регламентирующих взаимодействие как между операторами, так и между компанией связи и абонентом.
По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Дениса Свердлова, введение MNP положительно скажется на качестве и доступности услуг мобильной связи: будет снят один из главных барьеров, который мешал абонентам выбрать лучшего по их мнению оператора. По оценкам ведомства, при грамотной реализации услуги переноса номера ей воспользуется примерно 3 миллиона абонентов в России, это всего 2% от абонентской базы сотовых операторов.
Чтобы начать пользоваться услугами другой компании, абоненту надо будет просто написать заявление своему оператору и погасить долг за услуги компанией, с которой он разрывает отношения, если такой будет. Сам переход будет стоить не дороже 100 рублей - это норма есть в законе.
Тем не менее, вопросов относительно этого закона остается много. Например, вы будете из Екатеринбурга звонить внутри сети на мобильный номер Нижнего Тагила, а этот номер на самом деле подключен к совершенно другому оператору. Вместо бесплатного или относительно дешёвого звонка внтури сети вы получите вызов более дорогой. Пока такие проблемы и механизмы никак не регламентированы, что вызывает у сторон беспокойство.
На словах чиновники обещают, что при звонках на номера абонентов, сменивших оператора, звонящих будут информировать специальным голосовым сообщением. Это необходимо для того, чтобы абонент был в курсе, когда он совершает льготные внутрисетевые вызовы, а когда – нет.
Вы можете со мной не соглашаться, но я считаю проблему «мобильного рабства» надуманной. Всего 2% абонентов собираются пользоваться услугой переносимости номера. Это мало. Кроме того, сейчас любой желающий может бесплатно оповестить всех свои контакты о смене номера и смене оператора. В чем проблема использования этих бесплатных сервисов? Если тебя что-то не устраивает, ты сменишь оператора, а не хочешь – значит не настолько плох твой оператор.
Google Play усилился
Google добавила в российскую версию Google Play разделы с книгами и фильмами. Раздела с музыкой в интернет-магазине пока нет, но в компании уверяют, что в скором времени появится и она.
В Google Play имеются как отечественные, так и зарубежные киноленты. Фильмы можно покупать или брать напрокат, однако в ряде случаев доступен только последний вариант. Аренда фильма стоит в среднем 49-69 рублей; купить кино можно в среднем за 199-299 рублей.
Среди книг есть как бесплатные, так и платные. Все произведения разнесены по семи категориям: бизнес-книги, детские книги, документалистика, компьютеры, научно-техническая литература, учебная литература и художественная литература.
При покупке фильмов или книг пользователю предлагается установить на устройство бесплатные приложения «Google Play Фильмы» и «Google Play Книги».
Интернет-магазин Google Play содержит контент для устройств на платформе Android. До 11 декабря россиянам был доступен только один раздел магазина - с мобильными приложениями.
Книги и фильмы появились в российском Google Play спустя неделю после запуска в России полноценной версии интернет-магазина iTunes - в нем содержится контент для устройств Apple. В iTunes, в отличие от Google Play, имеется еще и музыка. Эксперты связывают активность Google с запуском iTunes в России. Они отмечают большой потенциал отечественного рынка мультимедийного контента и вместе с этим сильную конкуренцию со стороны торрентов и файлообменных ресурсов.
Стоит отметить, что стоимость мультимедийного контента в российских магазинах Google и Apple в 2-3 раза ниже, чем в Европе и Северной Америке. Таким образом, компании хотят приучить российскую аудиторию к качественному лицензионному контенту.
"Apple становится заложником такой ситуации."
Джобс умер, вот вам и результат. С одними не договорились, вторые безобразничают.
А гугл плей... ну, от того, что они добавили книги и фильмы как-то не горячо, не холодно. В наш то век халявного контента и тем более в России... Нет уж, я лучше скачаю книжку или посмотрю фильм в онлайне бесплатно.
А бесплатные книги - вообще смех один. Сказки и прочая лабуда. Глубоко там не копался, но на топовые бесплатные книги без слёз не взглянешь.