/ Мобильная связь

 - Здравствуйте, это беспокоит подруга тети Аси. Ну, той самой тети Аси, которая Вам в детстве слона розового подарила. Помните?! Срочно нужна помощь! Да не слону, а ей! Записывайте номер 89*********…

Далее возможно несколько вариантов развития событий. Вы выслушиваете трогательную историю о том, что с Вашей тетей беда, и ей срочно нужны деньги (наличными/на телефон/на Интернет). Потом Вы можете перезвонить на обозначенный номер и продиктовать секретный код телефонной карточки, встретиться с «подругой» обожаемой родственницы и лично передать ей энную сумму, либо… Фантазия злоумышленников не знает границ. Попасться на «удочку» мошенников может каждый человек. Возраст, социальный статус, количество дипломов о высшем образовании значения не имеют. Но: предупрежден, значит, вооружен! Итак, вот самые распространенные «сценарии» мобильного мошенничества.

1.  «Случай с родственниками»
Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем Вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся) и приходится звонить с чужого. Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же номер не проходит, «пострадавший» просто вешает трубку. Войдя в раж, мошенники начинают раскручивать своих «родственников» на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен — от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 300 до 1500 долларов). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное добровольное пожертвование.

2. «Ложный приз»
На мобильный телефон абонента звонит лже-ведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз – телефон — его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета вышеназванной компании и сообщить ее данные ди-джею. Заплатив деньги и, придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится — «награждающие» давно перевели с нее деньги на свои счета.

3. «SMS-просьба».
В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать SMS с просьбой "У меня проблемы, позвони по *** номеру, если номер не отвечает, положи на него *** рублей и перезвони". Некоторые  абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.

4. «Платный код».
Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лже-сотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

5. «Штрафные санкции»  оператора
Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана Вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и т.д.) и, соответственно, вам нужно оплатить штраф в определенном размере, отправив номера карт оплаты на некий номер (т. е., мошенникам).

6. «Акции» оператора
Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям «акции», абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) «оператора» коды нескольких карт оплаты. Естественно, выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.

7. «Ошибочный перевод средств»
Человек получает SMS, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом»*.

Пространство Интернет буквально кишит слезными историями пострадавших от «мобильных мошенников». Немало их и среди наших с вами друзей и знакомых. По разным оценкам, жертвами злоумышленников уже стали около 9,5 миллионов пользователей. Можно ли как-то избежать психологической атаки или успешно, без финансовых и душевных затрат, с ней справиться? Специалисты крупной компании сотовой связи дают следующие рекомендации:

 - Защитите себя от обмана – будьте бдительны, узнавайте больше о существующих мошеннических схемах! Внимательно относитесь к предупреждениям от операторов сотовой связи, правоохранительных органов, средств массовой информации о схемах обмана, применяемых мошенниками с использованием услуг сотовой связи;

 - Убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, оператора сотовой связи, чиновниками, Вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами;

 - Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученных посредством телефонного звонка или смс, в особенности, если их инструкции требуют перевода или передачи Вами денежных средств каким-либо способом. Поспешные действия могут привести к Вашему финансовому ущербу:

 - Не торопитесь давать телефон на «1 звонок» незнакомому человеку. Помните, что в последнее время участились случаи краж телефонов именно таким способом.

Напоследок, небольшой план действий в случае столкновения с конкретными ситуациями «мобильного мошенничества».

1.Получив по мобильному телефону сообщение о проблемах близких людей и предложение решить вопрос путем передачи определенной суммы денег (или активацией карт оплаты):
 - не впадайте в панику, не торопитесь собирать деньги;
 - постарайтесь любым способом связаться с близкими, о которых идет речь;
 - незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

2.Получив с незнакомого Вам номера мобильного телефона звонок от человека, голос которого похож на голос Вашего родственника, сообщающего, что он попал в беду и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или активацией карт оплаты):
 - не впадайте в панику;
 - обязательно задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут Вам определить, точно ли звонящий является Вашим родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого Вам человека. Примеры вопросов: куда он ездил отдыхать в последний раз, как зовут других Ваших родственников, номер его дома, местоположение дачи и т.п.;
 - незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

3.Получив звонок от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператора сотовой связи о том, что Вы выиграли приз, для получения которого Вам необходимо активировать карты оплаты на определенную денежную сумму:
 - не торопитесь активировать карты оплаты (передавать деньги);
 - позвоните на радиостанцию / в абонентскую службу оператора сотовой связи – уточните, проводится ли такая акция, о которой Вам сообщили неизвестные;
 - включите радиоприемник, чтобы удостовериться, что Вы слышите себя, когда общаетесь с ведущим (ди-джеем), т.к. приз можно выиграть только в эфире.

4.Получив SMS-сообщение с незнакомого телефонного номера, подписанное якобы знакомым Вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:
- не торопитесь производить оплату;
- постарайтесь связаться с Вашим знакомым другим способом (например, по известному Вам номеру телефона), чтобы уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона;
- перезвоните на указанный номер, чтобы уточнить, на самом ли деле к   
         Вам обратился Ваш знакомый.

5.Получив SMS-сообщение с незнакомого телефонного номера с просьбой вернуть деньги, случайно переведенные на Ваш баланс:
- проверьте баланс Вашего счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.

6. Получив звонок от незнакомого Вам человека, представившегося сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи (абонентской службы), с требованием срочно ввести цифровые коды на Вашем телефоне в связи с якобы проводимыми техническими мероприятиями или акциями:
- не торопитесь следовать инструкциям;
 - перезвоните в упомянутую звонящим службу и уточните, проводится ли указанная акция (мероприятие).

7.Если незнакомый человек попросил у Вас телефон на 1 звонок, и Вы хотите ему помочь, наберите номер и передайте информацию самостоятельно, не отдавая мобильный телефон в руки незнакомого Вам человека.


*по материалам Экспертного совета программы «Мобильная грамотность» «Билайн» (май 2008 г.)