Мобильными мошенничествами уже никого не удивишь. Каждый месяц абонентам мобильных сетей рассылаются тысячи SMS-сообщений с просьбой пополнить счет или набрать какую-то команду с мобильного телефона. Несмотря на шумиху, которую каждый раз поднимает пресса, некоторые люди все равно становятся жертвами преступников.

Сегодня в Екатеринбурге состоялся телемост операторов мобильной связи, посвященный проблемам мобильно го мошенничества и их профилактике. В мероприятии принимали участие журналисты из Екатеринбурга, Салехарда, Ханты-Мансийска, Перми, Тюмени, Кургана и Челябинска.
 
На пресс-конференции отсутствовали представители правоохранительных органов, в ведении которых, кроме наказания по факту совершения преступлений, находится и их профилактика.

- В рамках сегодняшнего мероприятия мы обсуждаем только профилактику мошенничеств в сетях мобильной связи, - подчеркнул пресс-секретарь екатеринбургского филиала компании «Уралсвязьинформ» Андрей Перфильев. – Розыском мошенников и их наказанием мы не занимаемся. Это дело правоохранительных органов. Мы можем только предостеречь наших абонентов. Это наша цель.

Несмотря на озвученную тему, участники телемоста много раз возвращались к вопросам пресечения деятельности преступников и прямой борьбы операторов мобильной связи с мошенниками.

По информации сотовиков, за девять месяцев 2009 года от рук мобильных мош енников на Урале пострадало более 100 человек. Причем, как правило, всплески наблюдаются два-три раза в год. Они носят массовый характер.

- Как и другие операторы сотовой связи, мы периодически регистрируем всплески мошенничеств, причем с каждым годом правонарушители становятся все более изобретательны. В настоящее время различают три вида мошенничеств: клонирование sim-карт, SMS-сообщения и звонки абонентам, - рассказал Алексей Ниденс, директор департамента управления обслуживанием клиентов компании «Уралсвязьинформ».

По-прежнему наиболее популярными у мошенников являются SMS-сообщения, которые взывают к эмоциям человека.

- Спектр услуг операторов постоянно расширяется, и вместе с этим появляются новые способы мобильного мошенничества. Сейчас всё более распространенными становятся способы, когда мошенники, прибегнув к обману через социальные сети или ICQ, призывают абонента сбросить SMS на платный номер или набрать команду для перевода денежных средств, - отметил коммерческий директор уральского макрорегиона компании «МТС» Сергей Третьяков.

Абонентам важно помнить, что нельзя вводить незнакомые коды и команды на телефоне, отправлять сообщения на незнакомые номера. Всегда сначала нужно проверить информацию, обратившись в справочную службу своего оператора.

Ниже указаны короткие номера справочных служб для абонентов, где можно получить подробную информацию. Звонки на эти номера бесплатные для клиентов оператора.

Оператор связи Справочная служба
Билайн 0611
МегаФон 0500
МОТИВ 111
МТС 0890
TELE2 611
Utel 7771

Поскольку сервисов автоматического распознавания мошенничес ких SMS или телефонных звонков операторы до сих пор не придумали, вся ответственность ложится на абонента. Хорошо, если человек знает о злоупотреблениях и мошенничествах, а если это ребенок или какая-нибудь старушка?

Этот вопрос операторы отставили без ответа.

Что же абонент, непременно, должен предпринять, в случае если преступление произошло?

В любом случае, возврат средств, которыми завладели мошенники, подпадает под ту же юридическую процедуру, что и любые другие проблемы подобного рода. Это компетенция правоохранительных органов – разыскать моше нника, доказать факт противоправного действия, передать дело в суд, после чего будет приниматься решение о его вине, мере пресечения и компенсации ущерба потерпевшим.

Но для того чтобы механизм закрутился, пострадавшим от махи наций с «мобильным мошенничеством» необходимо обращаться с заявлениями в милицию и к мобильному оператору – только в этом случае, согласно договору о предоставлении услуг сотовой мобильной связи, номер можно будет заблокировать, а правоохранительные органы будут производить дознание. В следственной практике подобных дел единицы даже в масштабах всей России.

- Убытки от действий мошенников несет именно абонент, а не оператор. Поэтому и в правоохранительные органы должны обращаться сами клиенты, а не мы, - объяснила Елена Клюева, директор юридического департамента уральского филиала компании «МегаФон», - Если абоненты будут проявлять большую активность, возможно, удастся создать прецедент привлечения мошенников к ответственности.

Как показывает статистика, работа, проделанная операторами связи и средствами массовой информации, дает свой эффект. За девять месяцев 2009 года число пострадавших от мобильного мошенничества в общем количестве клиентов, обращающихся в контакт-центры операторов связи, снизилось на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что люди стали более опытными и более бдительными.
 
Итак, идеальный вариант – при поступлении подозрительных звонков не паниковать, не бросаться собирать деньги, чтобы выручить родственника из беды или заплатить за приз.

Соберитесь с мыслями и проанализируйте ситуацию – бесплат ный сыр бывает только в мышеловке.