Интересная идея, хорошая команда, масштабируемая бизнес-модель, оригинальная бизнес-стратегия и инвестиции – все это критерии по-настоящему успешных проектов в IT-сфере. О них и говорили во второй день конференции уральских веб-разработчикой в Челябинске на специально организованных мастер-классах. Позднее желающие могли представить свои стартапы на суд аналитиков и потенциальных инвесторов, среди которых были Леонид Волков, Алексей Костарев, Дмитрий Калаев и Евгений Шароварин и хедлайнер мероприятия Сергей Белоусов.
Ключевой темой второго дня UWDC 2012 были IT-проекты от самой идеи до успешного бизнеса. Были, конечно, и другие секции, но для меня лично наибольший интерес представляли именно стартапы. Поэтому прошу неравнодушных к дизайну, программированию и верстке, меня простить.
В первой половине дня перед слушателями выступали руководители компаний «Usability Lab» Дмитрий Сатин, «Веб Проекты» Иван Севостьянов, «Прожектор» Леонид Волков, разработчик «Yii-framework» Александр Макаров, управляющий партнёр фонда «Red Button Capital» Дмитрий Калаев. Об актуальности и высоком интересе к презентациям говорили очереди и толпы стоящих в зале людей. На всех мест не хватало.
Практически все докладчики сошлись во мнении, что успешные стартапы возникли по большей части из-за энтузиазма разработчиков и благоприятного стечения обстоятельств. Тем не менее, многие эксперты выделяют несколько принципов и правила, которые необходимы для построения эффективного стартапа:
- Незаурядная идея - основа успешного стартапа, которой остро не хватает в России.
- Эффективная команда - пожалуй, наиболее важная часть стартапа. Оптимальное количество разработчиков проекта должно быть около трех человек. Важно не раздувать штат при расширении компании.
- Бизнес-модель - следует четко понимать, что в проекте будет приносить доход и разрабатывать новые способы монетизации пользователей.
- Решение проблемы целевой аудитории - стартап должен предлагать простой путь решения какой-нибудь проблемы пользователей.
- Узкая ниша - проект должен работать в определенной тематике.
- Оригинальное название - залог узнаваемости бренда.
- Индивидуальность пользователей - проект должен давать пользователям разные средства для проявления их индивидуальности и персонализации.
- Юзабилити - интерфейс должен быть максимально простым и понятным.
- Адаптация к трендам - проект должен развиваться и меняться в соответствии с развитием интернета.
В качестве основных трендов, по которым движутся современные стартапы были выделены:
- Геосервисы на основе отображения различных данных на картах
- Облачная обработка данных
- SaaS - программное обеспечение как интернет-сервис
- Социальные сети и тенденция к их обособленности от большого интернета, игры в социальных сетях
- Развитие видеохостингов и авторских прав в интернете
- Ведения блогов всех действий в интернете и реальной жизни (микроблоггинг)
- Социальные API - взаимодействие социальных сервисов друг с другом, создание «социальных графов»
- P2P - распределение ресурсов между большим количеством пользователей
- Мобильные приложения ? разработка программ и игр для мобильных устройств
- Поведенческий таргетинг в рекламе ? использование данных о поведении пользователей для увеличения эффективности интернет-рекламы
- Персонализация - настройка сервисов под пользователя
После обеденного перерыва UWDC 2012 посетил один из крупных венчурных инвесторов - руководитель и владелец фонда Runa Capital Сергей Белоусов. Он также известен как основатель компании Parallels, создатель брендов Rolsen и Acronis. От непосредственного руководства этими компаниями Сергей Белоусов отказался около года назад и сконцентрировался на работе фонда инвестиций в хайтек-стартапы.
Венчурный фонд «Runa Capital» создан в 2010 году с капиталом 30 миллионов долларов для инвестиций в хейтек-стартапы ранней стадии развития и вывод талантливых русскоязычных технологических команд на мировые рынки. В 2011 году им совместно с компаниями «BV Capital» и «MSD» вложено три миллиона долларов в российский интернет-стартап проект «Nginx», cочетающий веб-сервер и почтовый прокси-сервер. Капитализация сервиса уже превышает 15 миллионов долларов и через несколько лет может возрасти до 400 миллионов долларов. Полтора миллиона долларов инвестировано в компанию «Ecwid» для создания первого в мире кроссплатформенного AJAX-виджета для электронной коммерции. Технология позволяет встроить полнофункциональный интернет-магазин в любой сайт или профиль социальной сети.
О том, как создавать компанию, искать инвестора, как представлять ему свой проект и многом другом Сергей Белоусов рассказал участникам мастер-класса. По окончании этого мероприятия он согласился ответить на несколько вопросов.
- Сергей, ваши компании и ваш фонд работает с IT-стартапами в разных странах мира. Какова специфика российских проектов по сравнению с зарубежными?
- По большей части стартапы, которые сейчас есть в России, пытаются существовать без денег, они абсолютно неподготовленные с точки зрения ведения бизнеса. Как правило, у людей, которые основывают свои стартапы, есть друзья, работающие в коммерческих компаниях. Кое-кто из них и сам работает в коммерческих структурах. Нередки случаи, когда есть родственники, которые образуют эти бизнесы. Например, в Силиконовой долине стартапы чаще всего организовываются людьми, которые работают или работали над реализацией каких-либо коммерческих продуктов. Либо они нанимают людей, которые уже работали и знают специфику коммерческих продуктов и интернет-сервисов. В России достаточно часто бывает, что люди это делают в первый раз. Поэтому айтишникам, техническим специалистам нужен ментор, опытный человек, готовый постоянно консультировать и беседовать с участниками групп разработчиков.
- Недавно я изучал одно аналитическое исследование западных экспертов по IT-проектам в России. В нем говорилось об основных проблемах этого сектора. Кроме прочего отмечалась низкая культура предпринимательства, его неразвитость и отсутствие финансирования. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- Я вообще не согласен с этим. В России очень много хороших людей, которые готовы делать свой бизнес. Они, собственно, этим и занимаются. Я считаю, что в России предпринимателей, гораздо больше, чем в европейских странах. В последнее время было создано гигантское количество новых предприятий, в том числе и в IT-отрасли. Что касается финансирования, то его много. Я могу выделить с десяток крупнейших инвестфондов, которые вкладывают деньги в IT-стартапы. Вследствие этого количество денег превысило количество хороших идей и проектов, которые можно реализовывать.
Для инвесторов ценность IT-проектов заключается в том, что они приносят большую прибыль. Как правило, вкладываются десятки тысяч долларов, чтобы получить десятки миллиардов. Именно поэтому много денег и не надо, нужны умные деньги, а они подразумевают команды, которые способны помочь стартапам.
- Если говорить о вашем опыте, то проекты в каких областях и отраслях наиболее успешны? Кого вы инвестируете охотнее?
- У меня на самом деле есть два фонда. Один, от которого я сюда и приехал, Runa Capital. Он инвестирует в любые проекты, в которых есть программисты, пишущие софт. Области и отрасли также самые широкие: софт, IT, интернет-сервисы.
- В скольких проектах вы участвуете как инвестор? Есть ли какие-то первые результаты этой работы?
- За 15-18 месяцев мы просмотрели около 1,5 тыс. проектов. Из них более детально рассмотрели около сотни и проинвестировали два десятка. Еще порядка 20 сейчас находится в проработке. Хотел бы отметить, что не все эти проекты русскоговорящие, ведь у нас фонд международный. Причем 70-80% команд, которых мы смотрим, русскоговорящие, но необязательно из России. Это могут быть команды из США, Европы, Белоруссии, Украины и других стран.
- А в каких городах России вам приходилось сталкиваться с наибольшим количеством интересных проектов?
- Большая часть проектов, в которые мы инвестировали, находится в Москве. Несколько есть в Новосибирске, а дальше все очень размазано по стране. Есть отдельные интересные проекты в Екатеринбурге, Перми, Казани. Очень часто можно видеть миграцию проектов, например, из Красноярска в Новосибирск. Потому что все стараперы Красноярска переезжают именно туда. По предварительным данным в Челябинске наблюдается аналогичная ситуация. Команды разработчики переезжают в Екатеринбург и ли в Москву.
- Практически все российские IT-проекты концентрируются исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Способные люди покидают регионы России. По вашему мнению, нормальна ли эта ситуация, и не лучше ли развивать проекты и давать работать специалистам непосредственно в регионах?
- Хороший вопрос. Россия все еще является очень централизованной страной. Все финансовые потоки скопились в Москве, а это очень неудобное место для того, чтобы там жить и вести бизнес. Там дорого стоят люди, плохая экология, проблемы с транспортом, пробки и т.д. И любая надежда на то, что все это, наконец, распределится обратно в регионы – большое достижение. Именно поэтому я стараюсь посещать разные города и регионы в России и отслеживать интересные проекты. Вот и сегодня у меня будет возможность посмотреть презентации проектом челябинских разработчиков.
Я считаю, что в регионах должна оказываться поддержка интересным проектам. Должно вестись строительство IT-технопарков, которые предоставляют льготные условия для работы, должна быть система грантов, вовлечение бизнеса в наиболее перспективные стартапы, а также строительство и улучшение работы инвестиционной экосистемы региона. Бизнес, инвесторы и стартапы должны как можно чаще встречаться друг с другом. Я видел, как такие механизмы реализованы в Татарстане и считаю их опыт успешным и правильным.
- Сергей, сколько проектов фонд Runa Capital готов инвестировать в настоящее время?
- Мы готовы инвестировать в хорошие стартапы. Мы думаем, что это возможно делать на ранних стадиях. И $100 млн. фонда можем инвестировать в 30-40 компаний начального уровня до конца следующего года. Я также представляю еще два фонда, которые могут работать на более поздних стадиях. Если их сложить, то наши инвестиции могут быть сделаны в 70-80 проектов.