В середине мая стало известно о том, что магазины «Симфония» и «Цифроград» в Челябинске и Челябинской области объединяются. Для многих это стало неожиданностью, но, тем не менее, рынок воспринял эту новость вполне адекватно. О том, почему «Симфония» и «Цифроград» объединились, какие цели преследуют компании и о многом другом, мы поговорили с директором объединенной управляющей компании «Симфония» и «Цифроград» Николаем Трусовым и директором по развитию Вячеславом Барыкиным.
- В конце апреля - начале мая начали распространяться слухи о том, что два наиболее крупных региональных игрока «Симфония» и торговая сеть, которая в настоящее время работает под брендом «Цифроград» собираются объединиться. Быть может, Вы проясните всю ситуацию?
В.Б.: - С 1 мая «Симфония» и «Цифроград» работают под единой управляющей компанией. Мы достаточно долго шли к этому. Да, бесспорно, какое-то время назад «Симфония» и «Цифроград» были конкурентами, но мы поняли, что партнерство в нынешней ситуации предпочтительнее.
Н.Т.: - Объединение произошло потому, что пришло время. Мы выросли, у нас появилось понимание того, что именно так делать и надо. Это объединение в целом трудно назвать «объединением». У нас есть две разные компании «Цифроград-Урал» и «Симфония», они независимы. Но управляются две эти структуры через единую управляющую компанию.
- А с какой целью была выбрана такая схема управления бизнесом?
Н.Т.: - Ну такая схема экономически выгодна. Во многих зарубежных компаниях принято отдавать на аутсорсинг некоторые вопросы и проекты, с которыми компании либо не справляются, либо просто не хотят над ними работать. Мы сделали что-то похожее. То есть, есть одна компания, которая работает и поддерживает две сети в работоспособном состоянии. Тем более, что в нашем регионе высокая конкуренция.
Еще одна причина – увеличение доли рынка. Это позволило нам укрепить свои позиции на рынке. По многим параметрам мы лидируем. По некоторым, мы идем следом за «номером один» общероссийского масштаба.
- Как выглядит структура объединенной компании?
В.Б.: - Есть корпоративный контур, который состоит из двух юридических лиц – это розница, и одного юридического лица – управляющая компания. Еще присутствует управленческий контур: единый директор и управляющий менеджмент. У нас теперь даже офис единый, при этом нет разделения: стол «Цифрограда» и стол «Симфонии». Управление всеми 82 салонами осуществляется через единую управляющую компанию.
- Как в целом появилась идея объединения челябинских региональных сетей?
Н.Т.: - Сложно так просто ответить на этот вопрос. Вначале мы были конкурентами. И поскольку мы работаем на рынке Челябинска, мы знали о существовании друг друга. Случалось часто пересекаться по разным вопросам. Однажды произошла встреча. Встреча была совершенно не об объединении, но переговоры и обсуждения просто взяли и привели к интересной идее. Идея висела в воздухе, ее нужно было озвучить, и мы ее озвучили. После этого мы пришли к взаимному понимаю этого вопроса. Нужно сказать, что сейчас диалог продолжается.
В.Б.: - Обе компании существуют с 2001 года. За это время они сформировались, приобрели некие правила и стандарты работы, «полезные» и «вредные» привычки. Сейчас «Симфония» и «Цифроград» «притираются» друг к другу, выстраивается система взаимоотношений. Из опыта двух торговых сетей заимствуется только самое лучшее. Если вдруг возникают какие-то накладки и нестыковки в работе, то они оперативно решаются. В этом плане мы не имеем проблем, есть задачи по синхронизации бизнес-процессов.
- Что из себя представляет объединенная сеть?
В.Б.: - По-крупному, это большая мультибрендовая сеть, которая координируется единой управляющей компанией. Это не только салоны «Цифроград» и «Симфония», но и операторские магазины: МТС, МегаФон, Билайн и TELE2. Не стоит забывать, что у нас есть фирменные монобрендовые салоны Nokia и Pantech. Например, для «Цифрограда» такая практика работы не нова. Новым станет единая стратегия развития. Не для кого не секрет, что в настоящее время все розничные сети некоторый процент салонов перемещают чисто по территориальному принципу. То есть одни потоки потребителей уходят, но они обязательно появляются в другом месте.
- В связи с реформированием бизнеса будет ли происходить смена в позиционировании магазинов «Цифроград» и «Симфония»?
В.Б.: - У «Симфонии» и «Цифрограда» всегда было разное позиционирование. Два этих бренда действительно различны, частично по ассортименту и по позиционированию. Могу с уверенностью сказать, что изменений в этом вопросе не будет.
Н.Т.: - Зачем менять, если нас полностью устраивает существующая система? Территориально наши магазины не пересекаются, поэтому нам не придется что-то менять.
- Вячеслав, как отреагировал на объединение ваш франчайзинговый партнер – компания «Цифроград»?
В.Б.: - Все переговоры и действия с нашей стороны велись при полной поддержке нашего партнера. Все было согласовано.
- Некоторые аналитики считают, что объединение региональных игроков все лишь подготовка к последующей продаже активов крупному федеральному ретейлеру. Объединение – инструмент повышения экономической привлекательности. В частности, в качестве потенциального покупателя объединенной сети называется федеральная группа компаний «Цифроград». Так ли это?
Н.Т.: - Наверное, аналитики правильно считают, но только не в плане того, что мы хотим продать объединенную компанию. Любой бизнес при достижении определенного уровня постоянно находится в состоянии продажи. Возьмите металлургические заводы, телекоммуникационные компании и другие, они постоянно размещаются на торговых площадках, тем самым они продаются и покупаются. Таким образом, организация знает свою стоимость, она может привлекать дополнительные денежные средства. Что в итоге позволяет предприятию расти и развиваться.
Это необходимый процесс, и смотреть на это с той точки зрения, что мы хотим продать кому-то компанию? Нет, это не правильно и не верно. Главное, что объединением мы можем повысить стоимость нашего бизнеса. Это в последствие поможет привлечь инвестиции, тем самым может увеличиться наша доля на рынке.В.Б.: - Предположим, вы купили автомобиль. Вы же сразу начинаете прикидывать, куда его денете, для того чтобы потом взять еще более интересную машину. Во многом это похожие процессы.
- Управляющая компания одна, а торговых сетей две. Как на этом фоне будут изменяться требования к обслуживанию и работе персонала?
Н.Т.: - Сейчас происходит синхронизация многих процессов, в том числе и по обслуживанию и по персоналу. Уже сейчас персонал двух сетей проходит специальное совместное обучение. При этом их профессиональные качества только усиливаются. Мы уделяем этому вопросу пристальное внимание.
- Что в конечном итоге получит конечный потребитель от объединенной сети? Придя в салоны «Симфонии» и «Цифрограда», почувствует ли клиент какие-либо изменения?
В.Б.: - Никаких изменений, связанных с интеграцией не будет. Сейчас в рамках объединенной сети мы улучшаем качество работы, обслуживания. Мы будем открывать и далее новые салоны.
- Каковы планы объединенной сети?
В.Б.: - Понятно, что мы будем развиваться географически. Конечно же, будем открывать магазины в областных городах как под брендами «Цифроград», так и «Симфония». Также, ведутся переговоры по поводу нашего присутствия в других регионах Уральского федерального округа. Мы собираемся расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг. В общем будут смелые эксперименты.