Расширение зоны покрытия, увеличение ёмкости существующих сетей в российских регионах и активное развитие направления виртуальных операторов позволили Tele2 зафиксировать рост абонентской базы по итогам 2020 года. Кроме того, компания стала лидером среди российских телеком операторов по росту выручки. Об этом рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин во время встречи с журналистами в Екатеринбурге. При этом он заявил, что минувший год был крайне сложным из-за пандемии коронавирусной инфекции и непропорциональной нагрузки на инфраструктуру оператора.

«Сложный, но в целом хороший»: в Tele2 подвели итоги 2020 года.

Год пандемии

В 2020 году отрасль столкнулась с серьёзными вызовами, считают в Tele2. При этом мнение о том, что телеком компании выиграли от пандемии и всего того, что происходило вслед за ней, ошибочно. Тем не менее, изменения в цифровом образе жизни людей в перспективе могут положительным образом сказаться на развитии направления связи и цифровых услуг.

«В прошлом году мы потеряли ряд направлений выручки, таких как роуминг и B2B. Многие компании вообще исчезли, а те что остались, были вынуждены существенно пересматривать свои потребности в связи. Также нами было зафиксировано сокращение количества платящих сим-карт. Абоненты вообще стали более внимательно относиться к тому, что у них в пакете есть. Мы увидели сильный рост трафика и отсутствие в связи с этим роста выручки, - отмечает Сергей Эмдин.

Примерно 95% всего трафика абонентов Tele2 в 2020 году приходилось на тот объём, который предоставлялся в рамках основного пакета на тарифе.

Нагрузка на сети Tele2 выросла на 30%.

В Tele2 не скрывают, что минувший год был сложным. Одновременно с этим там заявляют, что итоговые результаты в целом хорошие.

«Нам удалось хоть символически, но прирасти по базе. Серьёзную поддержку в этом оказал рост наших MVNO-партнёров. Все они активно увеличивали свою абонентскую базу. Кроме того, Tele2 остаётся единственной компанией, которой удаётся расти двузначными цифрами по выручке. Во многом это является следствием правильно выбранной стратегии. 2020-й был годом большой стройки. Tele2 активно модернизировала существующую сеть и наращивала покрытие там, где этого требовал спрос со стороны пользователей», - рассказывает Сергей Эмдин.

В компании заявили, что с момента начала пандемии и ограничительных мер в марте 2020 года стали доумощнять сети в тех районах, где ранее никогда не наблюдалось пиков в потреблении мобильного интернета и голосовой связи. «Если ранее основной прицел в расширении ёмкости сетей делался на центр городов, офисные комплексы, территории бизнес-центров и торговых комплексов, то с пандемией фокус сместился на малые населённые пункты и спальные районы городов», - говорят в Tele2. При этом отмечается, что в 2021 году спрос на трафик в новых точках остаётся по-прежнему высоким.

На фоне пандемии потребление мобильного интернета в сети Tele2 увеличилось на 57% год к году, голосовых услуг – на 12% по сравнению с 2019 годом.

4G идёт в массы

В 2020 году Tele2 реализовала масштабный проект по объединению башенных активов с «Ростелекомом» в общий портфель. Это позволило оператору оптимизировать затраты на управление инфраструктурой и эффективнее размещать оборудование.

По итогам минувшего года компания увеличила число базовых станций всех технологий на 28%. При этом количество базовых станций LTE увеличилось на 55%. Регионами с самой активной стройкой стали Москва и область, Республика Татарстан, Челябинская и Иркутская области, Санкт-Петербург и Ленинградская области. Его результатами стало наличие базовых станций 4G на всех площадках, включая все значимые населенные пункты с населением свыше 10 тыс.

«4G перестала быть технологией больших городов. В течение года мы активно строились в небольших населённых пунктах», - подчёркивает Сергей Эмдин.

4G покрытие есть практически во всех населённых пунктах России.

Высокая динамика технического развития Tele2 обусловлена взрывным ростом потребления трафика клиентами на фоне пандемии и качественным изменением абонентской базы в пользу активных пользователей интернета. По итогам 2020 года их число выросло на 20%.

5G и интернет-вещей

Tele2 провела комплексную модернизацию платформы для интернета вещей (IoT) на базе облачной опорной сети Ericsson. Это позволит создавать выделенные сегменты сети для NB-IoT с минимальной дополнительной нагрузкой на коммерческую сеть, одновременно подключать 1 млн IoT-устройств и предлагать улучшенный функционал корпоративным клиентам.

В рамках проектов по развитию 5G Tele2 успешно испытала техническое решение RAN Sharing с использованием модели единого инфраструктурного оператора. В ходе исследований компания протестировала оборудование разных вендоров: одна базовая станция была одновременно подключена к двум ядрам сети. При этом в эфире находились два кода сети различных операторов.

Сеть 5G Tele2 работает в Москве.

В начале 2020 года оператор провел первую в России прямую трансляцию на сети пятого поколения в миллиметровом диапазоне в городской среде. В августе несмотря на пандемию Tele2 предложила клиентам реально работающий пользовательский сценарий 5G: компания запустила услугу международного роуминга 5G в Швейцарии на сети оператора Sunrise.

Осенью на ЦИПР-2020 Tele2 и «Ростелеком» организовали тестовую зону 5G для автоматического мониторинга состояния здоровья участников конференции. Комплексное решение с помощью технологий машинного зрения отслеживало температуру и ношение масок посетителями.

Розница в новом формате

Большие изменения произошли с розницей. Если раньше все игроки рынка наперегонки открывали офисы и точки продаж, то 2020 год показал, что многие из них просто убыточны. В Tele2 заявили, что сократили розничную сеть на 10-15%.

Большая часть продаж и подключений абонентов была переведена в онлайн-каналы, а розница подверглась переформатированию и превращению в шоу-румы для демонстрации сложных продуктов, тестирования новых услуг, сервисов и оборудования. В то же самое время салоны в небольших населённых пунктах, где они были в единственном экземпляре, продолжили свою работу. В Tele2 здесь видят социальную роль и возможность быть более доступными для клиентов.

«Мы постарались оставить практически полностью салоны в маленьких городах, потому что они были единичными. А вот в крупных городах мы оптимизировали наши монобренды, сделали их максимально эффективными. Теперь в них больших ассортимент и более качественное обслуживание», - отмечает Андрей Курданов, директор макрорегиона «Урал» Tele2.   

Новый салон Tele2.

Кроме того, в Tele2 продолжают развивать дистанционные каналы подключения на базе e-SIM. В компании верят, что 2021-2022 годы станут временем, когда услуга подключения станет полностью цифровой. Главным ограничением здесь является не очень большое проникновение смартфонов с поддержкой e-SIM, а также законодательные ограничения.

Tele2 на Урале

В течение всего 2020 года в уральских регионах наблюдался рост трафика в тех местах, где ранее его не наблюдалось. Так, лидером по росту трафика оказалась Тюменская область. Здесь динамика роста выручки была намного выше, чем в других регионах Урала.

«Во время пандемии для пользователей было важно качество связи там, куда они уехали. Наши пользователи оказались готовы платить чуть большие деньги. Мы также увидели значительный рост трафика в Кургане. Это оказалось связано с тем, что люди вернулись из более северных регионов, где они работали ранее», - подчёркивает Андрей Курданов.

По итогам четвёртого квартала 2020 года в Tele2 увидели оживление бизнеса практически во всех уральских регионах. Особенно заметно это происходит в ХМАО и на Ямале. Потребность в качественной связи и мобильном интернете сейчас возрастает.