За последние полгода на рынке сотового ритейла произошла настоящая «зачистка». «Диксис», «Беталинк», «Цифроград» - всех этих компаний больше не существует. Остальных раскупили операторы сотовой связи. «Евросеть» досталась Билайну, а «Телефон.Ру» и «Эльдорадо» - МТС. Как теперь выглядит расстановка сил на этом рынке, выяснял корреспонденте нашего издания.
По данным нашего интернет-портала на начало июля 2009 года в Екатеринбурге и Свердловской области насчитывалось порядка 490 торговых точек, которые занимаются продажами сотовых телефонов, цифровой техники и сопутствующих товаров [без учета точек продаж б/у-телефонов и отдельных терминалов оплаты].
На долю крупных розничных сетей приходится порядка 67% рынка [здесь и далее приводятся оценки интернет-издания «Мобильный Екатеринбург»]. А 8,3% представляют собой мелкие магазины и отдельные точки продаж.
Лидером рынка сотового ритейла Среднего Урала, несмотря на кризисные явления, остается компания «Евросеть». Она насчитывает 164 магазина [69 магазинов в Екатеринбурге], сервисный центр и интернет-магазин. «Евросеть» занимает 33,4% рынка по количеству проданных телефонов и 32% по выручке.
- Каждый месяц «Евросеть» открывает новые магазины. Но общее число салонов практически не меняется, - говорит Татьяна Мешкой, PR-менеджер уральского филиала компании «Евросеть». - Дело в том, что оптимальной плотности присутствия мы уже достигли, сейчас первоочередная задача – управление существующими салонами в плане повышения доходности с каждого метра. Мы отказываемся от точек с низким порогом рентабельности в пользу более интересных вариантов и для нас, и для покупателей. Новые точки открываем с учетом пешеходного трафика, стоимости аренды, размера помещения и его технического состояния.
Как нам стало известно, «Евросеть» до конца 2009 года планирует открыть еще несколько десятков салонов в Свердловской области.
«Связной» находится на второй позиции, как по доле продаваемых телефонов, так и по выручке – 18,5% и 20,4% соответственно. В активе этой компании 61 магазин [из них три в формате «Связной 3»] плюс интернет-магазин.
Ритейлер по-прежнему занимает лидирующие позиции по выручке с одного магазина.
Региональная сеть магазинов «Эолис» обосновалась на третьей позиции. Она контролирует около 15% рынка. Всего же в Свердловской области компания имеет 80 магазинов, в том числе сервисный центр и интернет-магазин.
Четвертую позицию занимает сеть монобрендовых магазинов МТС, развитием и управлением которых занимается «Русская телефонн
ая компания». В нее входят салоны «Телефон.Ру» и «Эльдорадо». Совокупно они занимают долю 10,4% по продаваемым телефонам и 10% - по выручке.- Наша розничная сеть в Екатеринбурге и Свердловской области насчитывает около 100 салонов, куда входят собственные салоны-магазины МТС, салоны РТК и монобрендовые салоны локальных игроков, - приводит данные Очир Манджиков, руководитель отдела корпоративных коммуникаций розничной сети МТС. – До конца года мы планируем открыть еще как минимум 20 салонов.
Остальные розничные сети занимают почти 22% рынка сотового ритейла.
По данным Mobile Research Group, продажи мобильных телефонов в первом квартале 2009 года упали почти на 40% до уровня 2004 года.
Пик снижения пришелся на апрель. Тем не менее, уже в мае - июне уровень продаж мобильных телефонов начал восстанавливаться. Сейчас можно говорить о том, что рынок сотового ритейла начал оживать. Люди преодолели страх ценовой неопределенности, связанный с девальвацией рубля, стали позволять себе покупать не только предметы первой необходимости, но и отложенные покупки.
Нестабильная экономическая с
итуация вынуждает ритейлеров всерьез задуматься о собственном благополучии и дальнейшем существовании. Основной строкой доходов для многих компаний становится не продажа мобильных телефонов, а прием платежей за услуги. На фоне этого периодически возникают войны между операторами и ритейлеми подобно конфронтациям М ТС или МОТИВа с «Евросетью».По данным представителей компании «Евросеть», распределение оборота компании в первом полугодии 2009 года в Свердловской области составило: прием платежей – 43,1%, сотовые телефоны – 36,3 %, аксессуары – 8,2 %, цифровая мобильная электроника – 5,6 %, продажа услуг операторов сотовой связи – 3,6%, другие услуги [продажа авиабилетов, банковские и страховые услуги и т.д.] – 0,5%.
- Покупатели предпочитают выбирать более дешевые аналоги дорогих моделей. Благо, что ведущие производители оперативно отреагировали на изменения потребительских предпочтений и стали использовать современные технологии, позволяющие применять более дешевые материалы. При этом поклонники высокотехнологичных новинок по-прежнему приобретают их и в ценовом сегменте выше среднего, - подчеркивает Татьяна Мешкой.
Наибольший рост спроса в «Евросети» зафиксировали на телефоны стоимостью до 2500 рублей. А вот на девайсы стоимостью более 9000 рублей произошло снижение спроса.
В «Связном» более половины всей выручки приходится на прием платежей и продажу карт оплаты – 52%.
- Мобильные телефоны составляют 34% от всего объема продаж в нашей сети. Выросла доля фотоаппаратов и другой цифровой техники до 8%. Аксессуары, подключения и прочие услуги занимают 8%, и по 1% соответственно, - приводит данные руководитель по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова.
Еще в «Связном» отметили, что средняя стоимость купленного телефона в их сети уменьшилась до 5136 рублей.
Аналогичная ситуация с выручкой складывается и в розничной сети МТС. Большая ее часть приходится на прием платежей.
- Большинство покупателей в наших магазинах предпочитает телефоны стоимостью в диапазоне 5100 – 5300 рублей. Так, в мае 2009 года более половины продаж телефонов в нашей розничной сети приходились на аппараты Nokia, второе место - Samsung, третье – Sony Ericsson, - рассказывает Очир Манджиков.
Тем не менее, рынок находится в процессе эволюции, который был ускорен экономическим кризисом и приближением фактического уровня проникновения к 100%. В течение года независимой розницы не стало, за редким исключением. У оставшихся на плаву сотовых ритейлеров положение достаточно стабильное.
Во втором полугодии наметившийся рост продаж продолжится. Конец августа и начало сентября - горячий сезон для сотовой розницы, а в IV квартале происходит предпраздничный всплеск продаж. В это время компании планируют свое непростое положение.
Уже сейчас мы наблюдаем за развитием двух совершенно разных концепций розницы: мультибренд [«Евросеть», «Связной»] и монобренд [МОТИВ, МТС, МегаФон]. Сторонники мультибренда отмечают полную свободу выбора и универсальность. А монобренд эффективен с точки зрения лояльности клиентов и высокого качества обслуживания. Какое из двух направлений будет более жизнеспособным, мы узнаем через год-два.