В конце 2008 года количество публичных Wi-Fi точек доступа в России достигло 3 981 единиц. При этом, большая их часть пришлась на Москву и Санкт-Петербург - 2 629 хот- спотов. На фоне этих цифр Екатеринбург показал себя достаточно скромно: всего более 150 Wi-Fi точек доступа. С чем связано такое медленное распространение Wi-Fi на Урале, и стоит ли ожидать перемен?
Понедельник. Время 9:02. Сижу вот и пишу очередной материал. И не идет мысль в такую рань в непростой день недели. Сейчас бы в кофейню, чтобы не уснуть и полноценный Wi-Fi под руку. Вернее под ноутбук.
А тут провода, провода, кругом они, эти металлические и пластмассовые штуковины. Так и норовят тебя опрокинуть или поставить подножку. Ну, неужели нельзя без них! Так и нос будет цел и, наконец, можешь чувствовать себя нормальным человеком. Вообще-то проводные технологии – пережиток телекоммуникационного прошлого. Как и несколько десятков лет назад, они мешаются под ногами, выходят из строя ни с того ни с сего, спутываются в неимоверные узлы и т.д.
Умные головы предложили свое решение этой проблемы: создание беспроводной связи по радиоканалу. Они избавили весь мир от разгромленной техники, сломанных конечностей и сделали работу в сети настоящей сказкой.
Так, вместо проводов стали использовать радиоволны, которые не мозолят глаз человеческий. И что главное, они не висят мертвым грузом, не затрудняют передвижение в доме или на работе. Одним словом – «чудо техники»!
Практически идеальным инструментом связи без проводов является стандарт передачи данных Wi-Fi. Что же означает это таинственное «Вай-фай»? Вообще это сокращение от английского Wireless-Fidelity [дословно «Беспроводная надежность»] по аналогии с Hi-Fi. Стандарт предназначен для доступа к локальной сети или Интернет рабочих компьютеров, ноутбуков, КПК, коммуникаторов и мобильных телефонов на коротких дистанциях и, в то же время, на достаточно больших скоростях.
Вообще в России прижились две концепции развития Wi-Fi в большом городе. Первая и самая распространенная – это установка точек платного доступа в общественных местах [платные хот-споты]. Как правило, подобный вариант предоставления услуг можно встретить в некоторых кафе, барах, ресторанах и в большинстве гостиниц, вокзалов и аэропортов. Так, крупнейшие екатеринбургские гостиницы, аэропорт «Кольцово» установили у себя точки доступа в минувшем году. Но их к этому обязывают необходимые международные стандарты, например, по последней классификации уровня объектов гостиничного рынка отель без точки беспроводного доступа не может претендовать даже на три звезды.
Для того, чтобы в том или ином заведении работал Wi-Fi, собственник или владелец должен договориться с оператором, владеющим соответствующими лицензиями и продвигающим беспроводные технологии. Оформляется договор и по нему развертывается полноценный и работоспособный хот-спот. По логике в заведении беспроводной доступ должен активно рекламироваться, при желании выйти в Интернет-пользователь покупает карту доступа соответствующего оператора и использует его сеть. Работает взаимовыгодный коммерческий интерес: оператор получает удобную площадку для установки хот-спота, владелец повышает привлекательность своего заведения с помощью дополнительного высокотехнологичного сервиса.
Представим на минуту как удобно иметь под боком какую-нибудь уютное заведение, в котором можно посидеть в Интернет, пусть даже не бесплатно.
- Эх, сейчас бы пообедать в какой-нибудь кафешке, а может и в ресторан?
- Эй-эй! А как же работа?
- А я везде могу и работать, и развлекаться! Я настоящий мобильный чел!
- Как это так?
- Не волнуйся. Мой ноутбук с Wi-Fi всегда со мной. Захожу я в кафе, где есть хот-спот. Делаю заказ. Далее в непринужденной обстановке, слушаю музыку, а ноутбук тем временем подключается через Wi-Fi и к Интернету. Скорость 5 – 6 Мбит/с.
Многим пользователям, конечно, не нравиться платный доступ. Но таков менталитет русского человека, который, тем не менее, меняется.
Нельзя забывать, что есть и бесплатный или условно бесплатный Wi-Fi-доступ. Но, как известно, в мире нет ничего бесплатного. Бесплатно означает, что кто-то платит за вас или даже платите вы сами, но только не замечая этого. Своеобразный всемирный закон сохранения экономического баланса.
На деле все очень просто. Кофейня, пиццерия, ресторан или другое заведение берет на себя оплату доступа в интернет для своих посетителей. На самом деле затраты на оплату Интернет-трафика уже включены в стоимость вашего венского кофе, «греческого» салата, супа из индейки, пива, французского вина и т.п. С одной стороны бесплатный Wi-Fi-доступ является великолепной имиджевой рекламой, а также стимулом посетить конкретное заведение. С другой – клиенты не преминут воспользоваться «халявным» Интернетом на высокой скорости по 3-4 часа в день всего за одну чашку кофе и небольшой хрустящий тост с персиковым джемом. Последний вариант явно не устраивает рестораторов.
Чтобы пользователь оказался в сети, ему достаточно попасть в радиус действия Wi-Fi сети, которая состоит из одной или нескольких хот-спотов. Современные устройства позволяют автоматически подключаться к сети без дополнительных настроек. После этого работа пользователя ничем не отличается от работы в обычной сети.
А как определить есть ли Wi-Fi в каком-то определенном месте? Сделать это можно двумя способами: искать стикеры [наклейки] с изображением Wi-Fi или спросить у администратора заведения.
Wi-Fi - популярная во всем мире, но только не в России, технология беспроводной передачи данных. Если в Москве и Санкт-Петербурге Wi-Fi уже является неотъемлемым атрибутом жизни, то в других городах России это верх прогресса.
Несмотря на все плюсы и минусы концепций публичных беспроводных сетей в Екатеринбурге, Перми, Самаре, а также сотне других городов России Wi-Fi скорее мертв, чем жив. Такая удобная и комфортная технология по каким-то причинам да сих пор не востребована. Но, почему так происходит?
Согласно последнему исследованию J´son & Partners Consulting, завершенному в январе 2009 года, количество хот-спотов в России по итогам 2008 года составило более 18,6 тыс. Из этого числа только 3 981 единиц или 21% приходится на публичные хот-споты. Под публичными хот-спотами понимаются точки доступа расположенные в общественных местах, таких как: кафе и рестораны, клубы и казино, кинотеатры, торговые центры и т.д. При этом, большая их часть пришлась на Москву и Санкт-Петербург - 2 629 хот- спотов. Всего в семи федеральных округах, не включая Москву и Санкт-Петербург, насчитывается 1 352 публичных хот-спота - 34% от общего числа публичных точек доступа в России.
По оценкам нашего издания, в Екатеринбурге на начало января 2009 года функционировало порядка 1 085 Wi-Fi точек доступа. На публичные хот-споты приходилось 165 из них, остальные использовались крупными компаниями и отдельными пользователями. За 2008 год количество публичных точек доступа увеличилось почти в два раза [на 49% в сравнении с 2007 годом]. Эта положительная динами внушает оптимизм. Стоит отметить, что в столице Урала существует порядка восьми крупных Wi-Fi операторов, которые занимаются обеспечением беспроводного доступа в интернет.
- Дело в том, что наши люди просто не готовы в потреблению Wi-Fi. У нашей компании был опыт работы с сетью ресторанов и развлекательных центров в Екатеринбурге. Но все эти проекты в конечном итоге стали нерентабельными и были свернуты, - отмечает Евгений Глебовский, бывший менеджер по продажам Wi-Fi провайдера.
Неужели мы с вами не готовы к повсеместному распространению Wi-Fi-сетей? Как говорил Станиславский, не верю! Почему тогда сотовая связь, меду прочим разновидность беспроводных сетей, стала локомотивом телекоммуникационной области?
Стоит признать, что Wi-Fi как продукт или услуга изначально позиционировался на людей, которые владеют или работают с ноутбуком или КПК [лишь в последний год-два это стало касаться коммуникаторов, смартфонов и мобильных телефонов]. Безусловно, ключевое качество ноутбука и КПК – мобильность. С наладонником, смартфоном, коммуникатором или мобильным телефоном можно работать практически в любой обстановке и в любом месте. Этого нельзя сказать о ноутбуке.
Представьте, вы обладатель производительного лептопа. Вы готовы таскать его каждый будний день с собой: из дома на работу и обратно? Большинство людей ответит «нет».
В результате вся мобильность ограничивается переносом бука с рабочего стола на диван, а с дивана – на кровать. По исследованиям компании Strategy Analytics, реально мобильность используют чуть менее половины владельцев ноутбуков, но они не могут обеспечить масштабный спрос на Wi-Fi.
Именно поэтому, у нас Wi-Fi развивается очень медленно. К сожалению компаний, которые занимаются внедрением подобных технологий, становится все меньше и меньше.
Некоторые эксперты считают, что под натиском альтернативных беспроводных технологий, таких как 3G и WiMAX, старый и добрый Wi-Fi просто-напросто погибнет. Пока же последний не собирается сдаваться.
P.S. Удивительный мы народ. Понапокупаем всяких высокотехнологичных штучек и гаджетов с Wi-Fi, а потом не знаем, что с ними делать. Пора воспользоваться всем этим добром по назначению.