Тема отмены «мобильного рабства» два года назад наделала много шума. За это время страсти улеглись, а процесс перехода от оператора к оператору с сохранением номера стал обыденным явлением. В общей сложности услугой воспользовался каждый сотый житель на Урале. Интернет-проект «Будь мобильным» оценил, кто из мобильных операторов выиграл, а кто проиграл от введения принципа переносимости номера.

СИМ-карты.

Ещё до отмены «мобильного рабства» все операторы в один голос утверждали, что принцип MNP (Mobile Number Portability) не будет популярен у абонентов, а средства, выброшенные на создание базы перенесённых номеров, пустая трата денег. Но чиновники в Минкомсвязи были непреклонны. С 1 декабря 2013 года каждый абонент получил возможность сменить оператора без замены номера. С того времени было направлено почти 4 млн заявлений о переносе номеров, 2,7 млн из них были удовлетворены. Примерно 12% от всех обращений были инициированы жителями Урала.

Долгое время данные о «перебежчиках» скрывались. На сайте Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), который занимается ведением единой базы данных перенесённых номеров, в открытом доступе была обезличенная информация. Сами сотовые компании утверждали, что именно они выиграли от отмены «мобильного рабства» и приобрели новых клиентов. Тем не менее, редакции нашего издания удалось получить данные о текущем положении дел.

В общей сложности в УрФО и Пермском крае за период с 1 декабря 2013 года по 1 февраля 2016 года было перенесено 317 384 номеров. Услугой воспользовалось порядка 1,2% от совокупной абонентской базы. Из них за последние три месяца (с ноября 2015 года по январь 2016 года) – 44 923 номеров.

Tele2

Наибольшие потери от отмены «мобильного рабства» понёс Tele2. За более чем два года оператор потерял почти 48 тыс. клиентов. Но стоит оговорится, что причиной такого положения дел стало объединение с активами «Ростелекома». Ранее Tele2 был представлен лишь в Челябинской области. С 2014 по 2015 годы в компании проходили «внутренние процессы», а привлечением абонентов практически не занимались.

Статистика MNP по Уралу для оператора Tele2.

Со второй половины 2015 года Tele2 начал восстанавливать позиции и стал чаще принимать абонентов от конкурентов, чем отдавать. К примеру, за последние три месяца оператор остался в плюсе на 11,6 тыс. абонентов. Этому способствовал запуск и перезапуск сетей на Урале. С июля по сентябрь 2015 года компания запустила семь регионов: Свердловскую, Тюменскую, Курганскую, Оренбургскую области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

«Свою роль сыграл интерес к новому бренду. Во время запусков Tele2 брала на себя расходы, связанные с переходом к оператору по MNP, так что для абонентов переход в сеть нового федерального оператора был бесплатным», - отметили в пресс-службе Tele2.

МОТИВ

Второе место по потерям абонентов у «МОТИВа». За более чем два года действия MNP компания отдала на 25 тыс. абонентов больше, чем приняла. Во многом это было связано с отсутствием 3G. У «МОТИВа», по сути, не было качественного мобильного интернета. Все сети работали только в 2G. Исправлять ситуацию в компании начали в 2015 году. Как итог, за период с ноября 2015 года по январь 2016 года «МОТИВ» вышел в плюс.

Статистика MNP на Урале по оператору МОТИВ.

Использование принципа технологической нейтральности в диапазоне 1800 МГц позволило запустить сети 4G и обеспечить максимальное покрытие. Ну, а осенью 2015 года «МОТИВ» запустил линейку тарифов, где все голосовые звонки в рамках своего региона бесплатны, а абонентская плата взимается только за мобильный интернет.

«Сразу после запуска MNP баланс переходов складывался не в нашу пользу. Основная причина оттока – отсутствие скоростного интернета. После того, как мы начали строить сеть 4G, ситуация изменилась – количество уходящих и приходящих абонентов сравнялось. А вот когда мы завершили основной этап строительства сети четвертого поколения и запустили линейку «Вместо!» с бесплатными звонками внутри региона, количество переходящих к нам в рамках MNP абонентов увеличилось в 8 раз. На данный момент положительный баланс переходов сохраняется. Приходящих абонентов в среднем на 10-15% больше, чем уходящих», - пояснила Алёна Ярушина, пресс-секретарь компании «МОТИВ».

Билайн

Количество потерянных и принятых абонентов у «Билайна» практически одинаково.

Статистика MNP на Урале оператор Билайн.

С момента введения MNP оператор потерял на 2,25 тыс. абонентов больше, чем приобрёл. При этом за последние три месяца компания демонстрирует положительный баланс – плюс 1 000 клиентов. Между тем, в компании с оценками не согласны:

«Данные результаты расходятся с реальностью. На сегодняшний момент по результатам MNP мы фиксируем уверенный переток к нам. Хотя в целом изменения абонентской базы именно по MNP носят не очень существенный характер. На практике переносом номера воспользовалось всего 0,16% абонентов «Билайн». Изменения абонентской базы в результате MNP на данный момент – на уровне ниже 0,01%, т.е. значительно ниже статистической погрешности и влияния прочих факторов. На массовом рынке у нас относительный паритет по числу переходов от нас и к нам, на корпоративном – некоторый плюс в количестве приходов к нам», - заявила Наталья Селева, ведущий специалист по внешним коммуникациям «ВымпелКома» (бренд «Билайн»).

Больше всего абонентов на Урале за счёт MNP привлекли «МегаФон» и МТС.

МегаФон

За два года «МегаФон» принял в свою сеть на 17 тыс. абонентов больше, чем потерял. Правда, за последние три месяца ситуация складывалась не в пользу оператора. Компания осталась в минусе на 11 тыс. клиентов.

Статистика MNP на Урале оператор МегаФон.

Вот как комментирует эту ситуацию Светлана Емельянова, пресс-секретарь уральского филиала «МегаФона»:

«В данном случае представлен отрезок времени ноябрь-январь, когда сезонно повышается миграция абонентов от оператора к оператору. За три представленных месяца количество желающих воспользоваться данным сервисом составляет менее 0,2% в сравнении с общим числом абонентов на Урале. При этом количество клиентов «МегаФона» на Урале за 2015 год выросло на 3,8%. Таким образом, уральцы предпочитают процедуре перехода в рамках MNP покупку новой СИМ-карты. По статистике, в процессе перехода порядка 15-20% абонентов, ранее подавших заявление, принимают решение не менять оператора. Кроме того, многие клиенты, решившие попробовать услуги нового оператора, затем возвращаются в «МегаФон», выбирая оператора с высоким качеством связи, сервиса и доступными ценами на услуги».

МТС

С момента введения MNP в декабре 2013 года в сеть МТС на Урале пришло на 59 тыс. абонентов больше, чем ушло. А вот за три последних месяца баланс оказался отрицательным. Сеть МТС покинуло на 2,25 тыс. клиентов больше, чем перешло.

Статистика MNP на Урале оператор МТС.

В качестве оправдания представители оператора сетуют на предновогодний и новогодний период, когда, согласно статистике, большинство абонентов переходят по MNP импульсно, и по прошествии нескольких месяцев часть из них возвращается к прежнему оператору.

«Ряд абонентов подвержен влиянию традиционных новогодних акций и специальных предложений. Для таких пользователей, приоритетным параметром при выборе оператора всегда является цена, и при появлении на рынке более выгодного предложения эти абоненты вновь меняют оператора, - подчеркнула Елена Колычева, пресс-секретарь МТС на Урале. - В целом, по итогу 2015 года у МТС положительный баланс по MNP, при этом количество абонентов, перешедших к нам во всех регионах Урала, увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом. При самой большой абонентской базе в России и на Урале от услуг МТС отказывается наименьшее количество абонентов среди операторов «большой тройки», на что указывает минимальный показатель оттока, который свидетельствует о меньшей склонности наших абонентов к смене оператора и проявлении высокой лояльности».

Рынок мобильной связи на Урале

Количество абонентов мобильной связи на Урале в 2016 году.

Стоит отметить, что на начало 2016 года на территории УрФО и Пермского края функционировало 25,5 млн сим-карт (включая sim-карты без доступа к голосовым услугам). Лидер по абонентской базе с долей 31% - МТС. Далее следуют Tele2 – 24,4%, МегаФон – 20%, «Билайн» - 15% и МОТИВ – 9,6%.

Рынок мобильной связи на Урале в 2016 году.