«Сбербанк» и Mail.ru Group объявили о создании единой компании, которая будет управлять ит-проектами в сфере доставки продуктов питания и готовой еды, такси и каршеринга. Новая структура войдёт в состав акционеров сервиса заказа такси «Ситимобил», сервиса заказа еды Delivery Club, платформы для ресторанного рынка SberFood, сервиса каршеринга YouDrive. К компании также отойдут миноритарные доли в DC Daily, Performance Group, «СберМаркет» и других комплементарных активах «Сбербанка» и Mail.ru Group.
«Сбербанк» и Mail.ru Group официально объявили о закрытии сделки в рамках формирования стратегического партнерства в сфере цифровых технологий для рынка продовольствия и транспортных решений. Сделка между сторонами включает покупку «Сбербанком» 36% в капитале «МФ Технологии», которая владеет 58,3% долей в Mail.ru Group. Помимо этого, «Сбербанк» и Mail.ru Group будут формировать совместную платформу О2О («из онлайн в офлайн») в сфере технологических решений для рынка доставки продуктов питания и готовой еды, такси и каршеринга.
После приобретения 36% доли в «МФ Технологии» у «Газпромбанка» и госкорпорации Ростех, «Сбербанк» крупным партнёром в компании. В итоге 45% акций в «МФ Технологии» принадлежат «Мегафону», 36% - «Сбербанку», 10% - Ростеху и 9% — USM Holdings.
Помимо «МФ Технологии», владевшей 58,3% голосов и 5% акций, акционерами Mail.ru Group также являются южноафриканский медиахолдинг Naspers (28% акций и 12,3% голосов), Alibaba (10% акций и 4,4% голосов) и китайская телекоммуникационная компания Tencent (7% акций и 3,3% голосов). Около 50% акций, дающих совокупно 21,7% голосов, находятся в свободном обращении.
По итогам сделки «Сбербанк» и Mail.ru Group получили равные доли в совместном предприятии (СП). Все необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая ФАС, были получены. По заявлению сторон, до 10% долей в новом СП будет выделено в рамках программы долгосрочной мотивации сотрудников новой О2О-платформы.
Финансовые активы нового СП будут сформированы внесением активов по комплементарным сервисам «Сбербанка» и Mail.ru Group в сфере транспорта, доставки продуктов питания, заказа и доставки готовой еды, а также денежными средствами в совокупном размере до 64,6 млрд рублей при достижении целевых показателей бизнес-плана до ноября 2020 года.
Финансирование СП будет производиться в два этапа. На момент закрытия сделки «Сбербанк» и Mail.ru Group внесут в сумме порядка 47 млрд рублей инвестиций. В случае достижения целевых показателей стороны договорились дополнительно инвестировать в проект до 17,6 млрд рублей. По предварительному прогнозу сторон, оценка стоимости СП при достижении KPI превысит 100 млрд рублей.
Чем будет управлять СП «Сбербанка» и Mail.ru Group
Совместному предприятию «Сбербанка» и Mail.ru Group к концу первого квартала 2020 года отойдёт доля 95% в сервисе заказа такси «Ситимобил». Миноритарными акционерами «Ситимобила» по-прежнему останутся «Мегафон» и основатель сервиса Арам Аракелян. Стороны уже выступили с заявлением, что выделенных на СП инвестиций будет достаточно для реализации бизнес-планов платформы и её выхода на рентабельность. На перспективу стороны также не исключают привлечения дополнительных партнеров.
Новое СП получит до 98,1% в сервисе доставки еды Delivery Club. Цифровая платформа для ресторанного рынка SberFood (ранее — FoodPlex), включающая ERP для ресторанного бизнеса r-keeper, будет присоединена к Delivery Club. При этом миноритарные партнеры «Сбербанка» по SberFood (Rambler Group и GHP Group) получат доли в Delivery Club.
СП также получит под полный контроль сервис каршеринга YouDrive, миноритарные доли в DC Daily, Performance Group, «СберМаркет» и других комплементарных активах. Согласно обоюдной договоренности между «Сбербанком» и Mail.ru Group, далее для каждой из компаний развитие соответствующих сервисов будет возможно лишь в рамках совместного предприятия.
Стороны договорились о создании совета директоров для корпоративного управления СП. В совет войдут по три представителя от «Сбербанка» и Mail.ru Group, а также один независимый директор. Руководство входящими в СП компаний пока что решено оставить за нынешними командами менеджмента подразделений.