В России продолжает расти популярность отдельных устройств и комплексных решений для организации умного дома. Выбор доступных девайсов с различным форматами удалённого управления расширяется за счёт российских и китайский компаний. По итогам первого квартала средний чек на покупки таких гаджетов снизился на 5% и составил около 1 400 рублей. В целом же этот сегмент показывает двукратный рост.

Российские ритейлеры зафиксировали двухкратный рост рынка устройств для «умного дома».

Торговые сети отмечают сохранение интереса к устройствам для умного дома у российских потребителей. В январе-марте 2023 года продажи смарт-девайсов для обеспечения безопасности и автоматизации бытовых задач выросли в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом и более чем вдвое относительно 2021 года. Интерес к колонкам с виртуальными помощниками в качестве «центра» всей экосистемы или самостоятельного девайса увеличился в 2,2 раза и втрое соответственно. Такие данные приводят в «М.Видео-Эльдорадо».

Для установки и использования элементов «умного» дома не требуются специфические знания или дополнительные ремонтные работы. Самыми востребованными смарт-товарами в этом году стали лампочки, розетки, IP-камеры и датчиками управления. Наибольший рост относительно прошлого года продемонстрировали «умные» лампочки (х2,1), системы управления (+22%) и розетки (+20%). В число популярных производителей вошли Aqara, Xiaomi, Яндекс, Sber, Hiper.

Одним из драйверов экосистемы также является рост популярности колонок с виртуальными ассистентами, актуальных широкой аудитории пользователей для разных сценариев использования за счёт подключения к интернету и виртуальных ассистентов, а также возможностей для интеграции в «умный» дом и управления голосом бытовой техникой. Ассортимент аудиодевайсов вариативен и продолжает регулярно расширяться, в том числе в базовом ценовом сегменте. Среди производителей лидерство удерживает Яндекс, при этом усиливают свои позиции VK и Sber.

Система «умного» дома становится уже привычной частью нашей жизни, делает ее рутинные процессы комфортнее, удобнее, помогает не переживать, что дверь осталась не закрытой или дома протечёт кран, говорят специалисты. Даже такие процессы, как пробуждение с утра, могут стать проще и приятнее. Например, сказав своей колонке «Доброе утро», откроются специальные шторы, включится нужный уровень света, а кофемашина начнёт готовить чашку свежего кофе. Чаще всего девайсами управляют через Wi-Fi, Bluetooth или голосовыми командами, при этом расширяется выбор моделей с поддержкой протокола Zigbee.

«У категории «умного» дома на фоне тренда на цифровизацию всех сфер жизни есть потенциал для дальнейшего развития и роста аудитории. По нашей оценке, за первые три месяца на российском рынке было продано более 500 тыс. таких устройств, объем сегмента только смарт-колонок увеличился до примерно 900 тыс. штук», - отмечает Сергей Сухоруков, руководитель бизнес-юнита «Развлечения и гаджеты» Группы М.Видео-Эльдорадо.