По итогам первого полугодия 2023 года штучные продажи аудиоколонок с голосовым управлением увеличились в 2,2 раза, а по сравнению с 2022 годом. Об этом говорит статистика группы «М.Видео-Эльдорадо». Самой популярной моделью стала Яндекс Станция Лайт. По данным Яндекса, любимый сценарий пользователей – прослушивание музыки, среди других: поиск информации в интернете, общение с Алисой, запрос прогноза погоды, управление «умным» домом, функция будильника и таймера, воспроизведение сказок.
Сегмент «умных» колонок продолжает устойчивый рост, спрос не достиг насыщения и имеет потенциал для дальнейшего развития. По оценке М.Видео-Эльдорадо, продажи умных колонок в целом по России за январь-июнь текущего года увеличились двукратно, до более чем 1,5 млн штук. По объёму приобретённых девайсов за шесть месяцев смарт-колонки оказались сопоставимы, например, с такой категорией массового спроса для дома, как холодильники (продажи по России составили 1,5 млн штук), а также оказалась популярнее планшетов (около 1 млн проданных штук).
В числе факторов, которые влияют на популярность умных колонок: устойчивая ситуация с ассортиментом под разные запросы, регулярное появление новинок, относительно невысокая стоимость, повышение общей осведомлённости о сценариях использования голосовых помощников, а также увеличение интереса к экосистемным подпискам. Кроме того, умные колонки часто дарят. Популярность также растёт из-за роста интереса к концепции умного дома – колонка выступает в качестве его центра, позволяет голосом управлять различным элементами или бытовой техникой.
«Продажи устройств, относящихся именно к экосистеме «умного» дома, в наших сетях также демонстрируют положительную динамику. По итогам полугодия спрос на категорию увеличился на 56% год к году и в 2,1 раз к тому же периоду 2021 года. Средний чек при покупке одного устройства составил около 1,3 тыс. рублей. Самыми популярными товарами стали лампочки, розетки, приборы управления, датчики безопасности и IP-камеры. Среди драйверов: усиление тренда на цифровизацию домашнего пространства, стремление сделать его безопаснее и энергоэффективнее, а решение бытовых задач проще и быстрее, также стоит упомянуть желание усовершенствовать имеющиеся бытовые приборы или объединить нескольких устройств за счёт голосового ассистента», - говорит Алексей Рогозин, руководитель департамента «Развлечения и гаджеты» в Группе М.Видео-Эльдорадо.
В общей сложности выбор колонок с виртуальными ассистентами увеличился почти до 100 различных наименований. В этой категории регулярно действуют скидки и специальные предложения, доступна возможность оформить покупку по акции «рассрочка». Лидером среди производителей является Яндекс. В топ-3 также входят продукты от VK и Sber. Средний чек по итогам января-июня составил порядка 6,5 тыс. рублей. Среди наиболее популярных цветов колонок: чёрный, серый, синий, мятный, фиолетовый.
«Станции с Алисой стали неотъемлемой частью жизни нескольких миллионов семей. Любимые сценарии пользователей — это не только прослушивание музыки, но и просто общение с Алисой. Треть пользователей ищут с ее помощью информацию в интернете. Популярны также вопросы про погоду и всевозможные сценарии умного дома. Люди с удовольствием пользуются Станцией как радио, будильником и таймером. Просят Алису рассказать ребёнку сказку и выполняют с ее помощью мелкие домашние дела. Также всё более популярным становится поиск телефона, звонки между Станциями и режим радионяни», - считает Сергей Мельник, руководитель направления Алисы и умных устройств Яндекса.