/ / Hi-Tech

Совсем скоро в уральской столице заработает сервис бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте при помощи мобильного телефона по технологии NFC. Проект будет запущен в трамваях, троллейбусах, автобусах и в метро. О том, как работает новая технология и насколько востребованной она может стать, разбирался корреспондент проекта «Будь мобильным».

Оператор «МегаФон» завершает этап технического внедрения технологии NFC в общественном транспорте Екатеринбурга.

NFC (Near Field Communication) представляет собой технологию беспроводной высокочастотной связи для обмена данными между устройствами. В нашей стране этот стандарт только набирает свою популярность, он широко распространен в сфере бесконтактных платежей и в торговле.

Готовый проект предусматривает возможность оплаты проезда с мобильного телефона в 1 600 единицах наземного общественного транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы) и на всех станциях екатеринбургского метро. Для оплаты со счета мобильного телефона надо на мгновение приложить карту к считывателю в транспорте.

- Порядка 400 тыс. пассажиров ежедневно оплачивают свой проезд в общественном транспорте наличными денежными средствами, в их числе потенциальная аудитория пользователей NFC, - говорит директор по новым технологиям и услугам уральского филиала ОАО «Мегафон» Антон Ведерников. - В настоящее время компания «МегаФон» развивает платежи с мобильного телефона по технологии NFC как в направлениях оплаты проезда в транспорте, так и в качестве электронного кошелька при расчетах в ресторанах, кафе и ряде других.

Кофемат, работающий по NFC-технологии.

Одним из таких реализованных проектов компании в транспортной инфраструктуре стал запуск NFC-оплаты проезда в Санкт-Петербурге. Оплачивать проезд в метро и наземном городском общественном транспорте петербуржцы и гости города могут с 5 октября 2011 года. Всего более 1000 абонентов пользуются данной возможностью. По данным самого «МегаФона, максимальный платеж составлял 3 тысячи рублей. В апреле 2012 года оплатить проезд с мобильного в Петербурге стало можно и в маршрутных такси. С расширением сферы предоставления услуги оператор отмечает новый всплеск продаж.

Развитием NFC на Урале занимается также МТС. В компании уже запустили в коммерческую эксплуатацию два проекта.

- Первым в России коммерческим NFC-проектом для нашей компании стал сервис по бесконтактной оплате топлива на заправках «Лукойла», - рассказывает пресс-секретарь МТС-Урал Дарья Вольхина. - Кроме того, в конце 2011 года была запущена возможность оплаты с мобильного телефона продуктов питания, горячих и прохладительных напитков в торговых автоматах компании UVENCO, крупнейшего в России оператора вендинговых аппаратов. Для того чтобы произвести оплату абоненту достаточно на несколько секунд поднести телефон со специальной SIM-картой со встроенной NFC-антенной к считывающему устройству.

NFC-ридер МТС на автозаправочной станции.

В МТС говорят, что оба проекта показали свою эффективность и в компании планируют их расширение, а также подключение к системе новых поставщиков услуг. «Мы прогнозируем, в перспективе, что житель мегаполиса сможет с помощью мобильного с NFC совершать самые необходимые платежи с мобильного счета – транспорт, бензин, стоянка, товары в розничных сетях».

Между тем, рынок бесконтактных платежей осваивают крупнейшие платёжные системы MasterCard и Visa. Они постепенно внедряют NFC-чипы в свои пластиковые карты. Называются они MasterCard PayPass и Visa payWawe.

В России уже сейчас четыре банка, а именно: «Райффайзен», Московский индустриальный банк, «Петрокоммерц» и Альфа-Банк — выдают карты с поддержкой NFC. Правда, использовать их пока почти что негде. Разве что оплатить билет на московский аэроэкспресс или купить товары в некоторых магазинах. Тем не менее Виктор Сестреватовский из компании NXP считает, что «2012 год окажется решающим с точки зрения развития NFC-технологий» и «NFC начнет активно развиваться в России». По его словам, как минимум 15 крупных OEM-производителей уже сейчас разрабатывают более 130 моделей телефонов и планшетов с поддержкой этого стандарта. За 2011 год было отгружено порядка 40 млн. смартфонов с NFC-чипами на борту, а это примерно 10% от общего объема поставок, то есть не так уж много.

Изучая статистику о популярности NFC, возникает резонный вопрос. Почему же такая замечательная технология до сих пор не стала настолько массовой, чтобы без неё трудно было представить свою жизнь?

Во-первых, заинтересовать как можно больше производителей различного оборудования, поставщиков услуг и прочих организаций не так-то и просто. Во-вторых, число устройств с поддержкой NFC на данный момент крайне мало.

- Общая доля рынка телефонов с предустановленным NFC-чипом в России в настоящее время не превышает 0,5–1%. Лидер по внедрению технологии коммуникации ближнего поля в России – Nokiа. Практически все новые смартфоны этого вендора имеют встроенный чип NFC. За финским производителем следуют устройства Samsung и Sony на базе Android. А вот в корпорации Apple пока не оснащают свои телефоны чипами NFC и говорят, что это бесперспективно, - отмечает главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным» Иван Кущ.

Круг замкнулся. Одни не хотят внедрять NFC, потому что непонятно, кому он нужен, если устройств с поддержкой этого стандарта так мало. Другие, напротив, не хотят эти самые устройства производить, так как пользоваться ими практически негде.

Тем не менее, NFC всё же понемногу становится популярным. Жители многих крупных городов для проезда на общественном транспорте давно пользуются специальными картами («социальные карты», «транспортные карты», «карты жителя»). Собственно, транспортные компании как раз и являются первыми кандидатами на полный переходу к новому стандарту. Но оплаты только проезда, конечно, будет мало для популяризации этой технологии. Вот если бы мы могли оплачивать не только проезд, но и продукты в магазинах, услуги парикмахера, парковку и проезд по платным шоссе, напитки и еду в автоматах самообслуживания, обед в ближайшем кафе. Но все это пока мечты… Пока.