В России появились автозаправочные станции нового поколения, где оплата за топливо происходит со счета мобильного телефона и технологии NFC. Первые автоматизированные комплексы уже начали свою работу в Перми. Если все пойдет по плану, то уже через 3-4 года до 10% АЗС будут поддерживать NFC. Строительством и разработкой проекта занимается «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в партнерстве с оператором «МТС». Узнать о технических и экономических сторонах этого проекта нам удалось в рамках экскурсии на одну из таких чудо-заправок в Перми.
Пока операторы наперегонки заявляют о полномасштабных тестах использования NFC в сервисах оплаты проезда в общественном транспорте в крупных городах (де-факто никто так и не смог довести до конца), в России появились реально действующие автозаправочные станции с возможностью оплаты со счета мобильного телефона через NFC. Первая АЗС уже работает, на подходе еще две. Все они находятся в Перми.
Near Field Communication (NFC) – «ближняя связь», работающая на частоте 13,56 Мгц на расстоянии до 10 см. Технология опирается на использование специальных чипов (в т.ч. в SIM-картах) в коммуникационных устройствах. Распространенный на Западе вариант использования технологии NFC – в мобильном телефоне для управления платежами. Услуги и покупки можно оплачивать, поднеся NFC-телефон к NFC-сканеру. Скорость связи составляет 212 Кбит/с. Технология была принята как стандарт в 2003 году.
Инициатором проекта стала компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Как пояснили её представители, нефтяная компания, таким образом, пытается решить проблему с периодически возникающими очередями на АЗС и недовольством со стороны клиентов.
В итоге ЛУКОЙЛ за сравнительно небольшой промежуток времени (приблизительно 6 месяцев) совместно с МТС смог запустить первую автозаправку, оборудованную NFC. Для МТС это первый подобный опыт, поскольку ранее сотовые операторы в России лишь тестировали системы платежей на основе NFC технологии. До реальных коммерческих проектов дело так ни разу и не дошло. Со слов представителей МТС, оператор нащупывает новые направления для развития услуг и сервисов. Общий проект получил название «Быстрая заправка».
Предполагаемое количество клиентов, которые будут пользоваться оплатой через NFC тысяча человек на одной АЗС. По логике вещей, наибольшую популярность новый сервис должен получить у транспортных предприятий, который являются частыми посетителями заправок, а вот с обычными гражданами не все так просто.
- Пока я не готов точно сказать, когда мы начнём работать с нашими корпоративными клиентами, в том числе и с транспортными компаниями. Нам нужно довести уровень качества сервиса до идеального состояния. Как только это произойдет, мы выйдем с предложениями к нашим клиентам, - отметил в интервью Сергей Третьяков, коммерческий директор «МТС-Урал».
Cредняя стоимость дооборудования заправки системой NFC составляет 20 000 рублей. В отличие от стандартных АЗС «Быстрая заправка» оборудована специальными считывающими устройствами на топливозаправочной колонке. Их можно видеть на наших фото.
- Наша компания работает в четырех регионах: Пермском крае, Свердловской и Кировской областях, Республике Удмуртия, где очень требовательные клиенты и динамично развивающаяся промышленная часть. В состав входят более 300 автозаправочных комплексов. Мы постоянно получаем обратную связь от наших клиентов, где мы прокалываемся, где мы работаем плохо, а также в чем мы сильны и где у нас первенство. Наши исследования показывают, что люди крайне негативно относятся к очередям на заправках. Это стало предпосылками появления и развития проекта «Быстрая заправка». Мы хотели бы сократить время пребывания людей на заправке, - отметил на презентации проекта генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Владимир Дмитриев.
Кроме того, в ЛУКОЙЛе отмечают возросшую урбанизацию городов, которая приводит к тому, что мест, где можно построить классическую заправку, остается крайне мало. Места есть только для маленьких заправок. При этом парк автомобилей возрастает на 4-7% в год. Отсюда и очереди на АЗС. Решение этой проблемы строительство автоматических заправок с активным использованием безналичных и мобильных способов оплаты.
С первых чисел ноября 2011 года заправится на АЗС, оборудованных NFC-модулем смогут все желающие. Правда, пока такая возможность доступна абонентам МТС. Для этого нужно обратиться в салон оператора в Перми или к представителю компании ЛУКОЙЛ на некоторых АЗС. Там на месте можно будет установить новую SIM-карту с NFC-антенной в свой телефон. Стоимость замены SIM-карты и установки NFC-антенны составит 100 рублей. При подключении клиент также может за 150 рублей сразу установить SIM-карту с поддержкой NFC.
После установки специальной SIM-карты с NFC в меню телефона появляется новый раздел «Быстрая заправка», защищенный паролем клиента, где абонент в разделе «Кошелёк ЛУКОЙЛ» заранее переводит сумму, необходимую для заправки, которая списывается с лицевого счета абонента МТС.
Систему управления счетами партнёров разработал «Ситроникс». Его дочерняя компания «CИТРОНИКС Смарт Технологии» - платежное приложение «Быстрая оплата» для NFC SIM-карт с SWP/hci-протоколом. Поставщиком SIM-карт выступил концерн Giesecke&Devrient GmbH (Германия). Установкой, интегрированием и сервисным сопровождением NFC-ридеров занимается компания «КМ-Лаб».
Платежным агрегатором в реализации схемы мобильной коммерции между МТС и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» выступает платежная система «Уральский центр информационного и платежного сервиса» (торговая марка «TelePay»).
Для детального изучения работы NFC в полевых условиях мы посетили автоматическую (оператор на АЗС отсутствует, а наблюдение за объектом ведется дистанционно с помощью видеокамер) АЗС №131 в Перми по адресу улица Юрша, 50.
NFC в деле: полевой тест
Итак, вы на заправке, у вас телефон МТС со специальной SIM-картой со встроенной антенной NFC. Вы выходите из машины, на несколько секунд подносите телефон к считывающему устройству NFC. Система управления АЗС начинает отпуск топлива на всю сумму, списанную с кошелька телефона. Клиент сам определяет количество необходимого ему топлива в рамках списанной суммы, регулируя его подачу краном пистолета.
После завершения заправки для получения в кошелек телефона сдачи клиент повторно прикладывает телефон к NFC-ридеру. При этом происходит запись в кошелек телефона сдачи. Если клиент не вернул сдачу в кошелек телефона на АЗС, то система управления АЗС в течение максимум двух часов самостоятельно вернет клиенту деньги при передаче данных о заправке через биллинговую систему. Если клиенту нужен чек, он забирает его в терминале самообслуживания. На этом всё.
А вот, как это выглядит на видео.
В нефтяной компании отмечают, что клиенты, использующие в качестве оплаты счет мобильного телефона через NFC, получат скидку 2%. А в перспективе ЛУКОЙЛ планирует распространить технологию «Быстрая заправка» и на другие регионы своей деятельности.
- Для нашей компании внедрение инновационных систем оплаты является важным элементом в создании для клиентов комфортных условий покупки на автозаправочной станции. NFC-технология, внедренная на АЗС, значительно ускоряет процесс заправки, позволяет автовладельцу в считанные секунды рассчитаться за покупку. Применяя прогрессивные технологии, ЛУКОЙЛ создает новые форматы АЗС. Не случайно первый в России проект оплаты топлива с применением NFC-технологии стартует на полностью автоматической автозаправке, где покупку можно оплатить как наличными, банковскими и топливными картами, так и теперь с помощью мобильного телефона, - считает Владимир Дмитриев.
- Наш проект к ЛУКОЙЛом является промышленным и легко тиражируемым. К нему можно подключать любых поставщиков в самые короткие сроки до 1,5 месяцев, если сами поставщики к этому готовы, - рассказывает Юрий Журба, директор департамента управления системы приёма платежей МТС.
Оба партнера готовы к сотрудничеству с другими компаниями, как среди нефтяных компаний, так и операторов сотовой связи. В дальнейшем NFC планируют использовать и при оплате покупок в магазинах при АЗС.
В МТС также подчеркнули, что постепенно будут подключать к проекту оплаты услуг товаров через мобильный телефон и NFC всё новых партнёров. При этом сам оператор будет нести финансовые затраты на интеграцию платформы мобильной коммерции и биллингом с платформой партнера. Партнер же должен будет установить за свой счет дополнительное оборудование NFC.
Стоит отметить, что проекты по внедрению NFC разрабатывают многие российские операторы. В частности, МегаФон с ноября 2010 года работает над запуском услуги по оплате проезда с помощью NFC-технологии в метрополитене Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Проекты МегаФона в обеих городах планируется внедрить и на наземном транспорте. В мае 2011 оператор «Билайн» заявил о планах запуска пилотного NFC-проекта по оплате проезда в метрополитене Санкт-Петербурга, а в сентябре этого года – о намерении запуска этой услуги в метрополитене Москвы, Казани и Екатеринбурга.
МТС также планирует реализацию NFC-проектов в ряде российских регионов. Так, проект «Мобильный билет» по оснащению общественного транспорта Екатеринбурга системой оплаты проезда со счета мобильного телефона реализуется совместно с Министерством связи и информационных технологий Свердловской области. Техническое решение позволит принимать бесконтактные платежи во всем муниципальном транспорте, включая автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. В перспективе к проекту могут присоединиться частные перевозчики. Сервис будет запущен до конца 2011. В Екатеринбурге также готовятся проекты по оплате с помощью NFC услуг ряда парковок и сетей заправок.