/ / Интернет

До недавнего времени тарифы на интернет-доступ  стабильно падали на 25-30% в год. В 2009 году ситуация меняется. В Москве и Санкт-Петербурге некоторые интернет-провайдеры уже повысили стоимость трафика в среднем на 15%. Ожидает ли жителей Урала подобная участь, разбирался корреспондент нашего издания. 

Минувший год для всех без исключения интернет-провайдеров был временем бурного роста. Компании строили новые сети, запускали новые сервисы и услуги, а также стремительно набирали абонентскую базу.

- За 2008 год количество абонентов увеличилось в два раза, среднемесячный трафик на одного абонента увеличился на 22 % и составил около 500 Мбайт, - приводит данные Валерий Шабашов, менеджер по связям с общественностью ЗАО «Уралвестком» [бренд «Скайлинк» в Свердловской области].

Другие компании в минувшем году демонстрировали похожую динамику.

- В текущем году мы не отметили существенных изменений в объеме спроса на услуги компании. Несмотря на кризис в мировой экономике объем подключений к сети «Интерсвязь» не сократился, количество потребляемого абонентами трафика растет, естественный отток клиентов не увеличился, - говорит Леонид Вахрамеев, председатель совета директоров группы компаний «Интерсвязь».

Тем не менее, ситуация начала кардинально меняться в конце 2008 года. Виной тому депрессивное состояние российской экономики. Темпы прироста новых абонентов начали падать. Во-первых, практически все операторы резко сократили расходы на рекламу и продвижение услуг. Во-вторых, люди попросту начали экономить, в том числе и на связи. В-третьих, с запуском на Урале 3G в интернет стало выходить гораздо проще и без проводов: через модем или мобильный телефон.

В Москве и Санкт-Петербурге некоторые интернет-провайдеры уже повысили стоимость трафика в среднем на 15%.

По нашим собственным данным в среднем по отрасли количество новых подключений в течение первого квартала должно сократиться на четверть. Несмотря на негативные экономические факторы, влияющие на деятельность провайдеров, они пока отрицают снижение спроса.

- Актуальные показатели подключений аналогичны показателям 2008 года. Это подтверждают предварительные итоги акции «3G модем за 900 рублей», - отмечает Валерий Шабашов.

В компании «Интерсвязь» нашему корреспонденту рассказали, что с начала 2009 года к сети подключились 6,5 тыс. человек. «С начала  ноября по конец декабря 2008 года к нам подключилось 7,3 тыс. абонентов. Разница в 800 абонентов с прошлым периодом связана с тем, что примерно половину января 2009 года занимали новогодние каникулы, а это примерно 2200 новых подключений». Отток абонентов у «Интерсвязи» держится на уровне 3%.

По информации некоторых компаний, количество подключений за последний период только выросло.

- С ноября 2008 года по январь 2009 включительно к доступу в Интернет «ДОМ.ru» подключилось  11 тыс. пользователей. За аналогичный период год назад, этот показатель составил 3 тыс. пользователей. В этом году челябинцы подключались к доступу в Интернет «ДОМ.ru» почти в четыре раза активнее, - подчеркивает Антон Кириенко, менеджер по продвижению корпоративных услуг ЗАО «Компания «ЭР-Телеком».

Но стоит иметь ввиду, что «ЭР-Телеком» запустил активную рекламную компанию по привлечению абонентов только в феврале 2008 года.

На региональном рынке ШПД серьезных изменений в тарифной политике ожидать не стоит.

Несмотря на пессимистические прогнозы аналитиков, сектор широкополосного доступа в интернет пока продолжает оставаться относительно стабильным. Сложности возникают лишь у тех игроков, которые существовали и развивались исключительно засчет заемных средств.Дмитрий Быков, начальник управления маркетинга челябинского филиала ОАО «Уралсвязьинформ».

- Мы наблюдаем стабильный рост абонентской базы. Что касается оттока абонентов, то этот показатель плавающий. Например, по сравнению с прошлым месяцем, отток снизился. Пока мы не наблюдаем зависимости динамики подключений и отключений от экономического кризиса, - указывает начальник управления маркетинга челябинского филиала ОАО «Уралсвязьинформ» Дмитрий Быков.

Участники рынка признают, что пока влияние кризиса на их бизнес отмечается слабо. Но в дальнейшем провайдерам придется снизить расходы на привлечение новых абонентов. Вследствие этого темпы прироста пользователей будут сокращаться. Уже сейчас расходы телекоммуникационных операторов на рекламу и PR упали в среднем на 50%. 

- В 2009 году мы ожидаем как падение темпов прироста абонентской базы, так и снижение ARPU. По нашим прогнозам, совокупная абонентская база услуг ШПД в 2009 году вырастет лишь на 15%. ARPU в сегменте физических лиц снизится на 6%», - прогнозирует генеральный директор «ЭР-Телекома» Андрей Семериков.

По словам Семерикова, один из ярких трендов последних месяцев - резкое падение ARPU среди корпоративных клиентов. В ноябре выручка с одного корпоративного клиента упала на 16%, в декабре – на 10%, в январе – на 2%. В этом году компания ожидает двукратное падение выручки от корпоративных пользователей. Впрочем, как напомнил Семериков, основная абонентская база оператора сосредоточена на массовом рынке. Темпы роста общей базы замедлятся почти в шесть раз – до 15%.

По прогнозам «Акадо», рынок ШПД-услуг продолжит развитие, но рост составит около 20%. В 2008 году эта цифра оценивалась на уровне 72% [по подсчетам компании J’son & Partners].

Многих абонентов волнует вопрос, как будут меняться тарифы на интернет: стоит ли ожидать повышения цен на трафик?Леонид Вахрамеев, председатель совета директоров группы компаний «Интерсвязь».

- Повышение тарифов коснется в первую очередь столичного рынка ШПД, потому что именно здесь в последние годы существовала наиболее острая ценовая конкуренция, — заключает аналитик iKs-Consulting Константин Анкилов.

На региональном рынке серьезных изменений в тарифной политике ожидать не стоит. Сейчас они обеспечивают достаточную маржу операторам. Наиболее вероятный путь увеличения доходов провайдеров – запуск дополнительных платных услуг.

- Тарифы на услуги ГК «Интерсвязь» повышаться не будут. Огромная абонентская база и высокая лояльность наших абонентов не создают предпосылок к пересмотру ценовой политики в сторону повышения, - заявляет Леонид Вахрамеев. - Уже сейчас можно с уверенностью сказать о том, что жители города Копейска станут клиентами «Интерсвязи». На очереди Миасс, Магнитогорск и Златоуст. Самое главное сети всех городов подключенных к «Интерсвязи», будут находиться в единой сети так, будто пользователь из Магнитогорска живет на соседней улице.

Другие игроки уральского рынка широкополосного доступа также не прогнозируют повышения тарифов. Остается надеяться, что все они сдержат свое слово, и нам не придется оптимизировать свои расходы на интернет.
 

Обсудить на ФОРУМЕ.