В эти выходные абоненты компании МТС потеряли возможность оплачивать услуги связи через кассы салонов связи «Евросеть». Теперь сотни тысяч людей по всей России не имеют возможности без комиссии пополнять свои счета. Что на самом деле подтолкнуло МТС отказаться от сотрудничества с ритейлером, и в каком положении оказались рядовые абоненты? Во всех тонкостях этого дела разбирался наш корреспондент.

Несмотря на, казалось бы, наступление хоть какой-то стабильности на рынке мобильной связи и сотового ритейла, его участники постоянно «подкалывают» друг друга. Последние события тому подтверждение.

В пятницу пресс-служба МТС распространила релиз, в котором в частности отмечалось, что с четвертого апреля оператор прекращает прием платежей за услуги мобильной связи через кассы салонов связи «Евросеть» в связи с тем, что торговая сеть не может обеспечить своевременность поступления средств на лицевые счета абонентов.

Стоит отметить, что основной причиной конфликта стало истечение срока действия соглашения, заключенного двумя компаниями летом 2007 года в дополнение к основному. Согласно этому соглашению МТС фактически кредитовала «Евросеть». На первое апреля этот «кредит» составлял не менее 420 млн. руб. В МТС попросту начали волноваться за судьбу этого долга.

По данным ритейлера, более сотни населенных пунктов оказались отрезанными от оплаты услуг МТС. В первую очередь это касается небольших городов и поселков, где «Евросеть» была единственной компанией, предоставлявшей возможность оплатить услуги операторов без комиссии.

«С момента приостановления платежей сотрудники компании «Евросеть» отмечают факт растущего недовольства со стороны абонентов МТС, которые привыкли платить за услуги связи в удобных местах, и не желают менять свои привычки. По нашим данным, компания МТС разослала своим абонентам предупредительные SMS-сообщения о невозможности пополнения счетов в «Евросети». Информация вызвала еще большую тревогу среди клиентов, что проявилось в массовых обращениях абонентов МТС в салоны «Евросеть» за разъяснениями». Решение МТС о приостановке приема платежей через салоны дилера было поспешным и непродуманным, особенно в условиях экономического кризиса, — говорится в сообщении «Евросети».

По информации ритейлера, каждый день в салоны «Евросеть» приходят более 250 тыс. человек для оплаты услуг МТС

 Центарльный офис компании МТС.

Часть экспертов в этих действиях усмотрела давление оператора на «Евросеть», поскольку 49,9% последней принадлежит основному конкуренту МТС, компании «Вымпелком» [Билайн™]. В «Евросети» также считают, что такими действиями оператор пытается вынудить ритейлера согласиться на более выгодные коммерческие условия.

- Это связано исключительно с амбициями МТС. Для нас выполнение финансовых условий по приему платежей - не проблема, но мы попросили МТС дать нам письменные гарантии того, что платежи будут приниматься, если мы выполним все их условия. МТС отказалась дать такие гарантии. То есть они бы отключили платежи в любом случае, - констатирует Наталья Аристова, пресс-секретарь компании «Евросеть». - По нашему мнению, МТС используют ситуацию с приемом платежей, чтобы заставить нас согласиться на выгодные для них условия в других коммерческих вопросах.

Ссора между МТС и «Евросетью» была ожидаемой после того, как 49,9% «Евросети» купил «Вымпелком», замечает Елена Ноготкова, PR-директор группый компаний «Связной». У самой МТС сейчас около 2500 салонов связи, по этому показателю она вторая в России после «Евросети» [около 3900].

Бутик Евросеть в центре города.

«Мегафон» отношения с «Евросетью» не меняет.

- Абоненты компании МегаФон-Урал могут оплатить услуги связи несколькими удобными для себя способами: купив карту экспресс-оплаты, пополнив счет в кассе центра продаж и обслуживания компании, через банкоматы, банки или платежные терминалы, установленные практически во всех крупных торговых центрах и учреждениях нашего города. Оплатить услуги связи также можно через дилерские сети, в том числе у сотового ритейлера «Евросеть», - рассказывает коммерческий директор сети «МегаФон-Урал» Тимур Свирин.

«Вымпелком», по словам его представителя, полностью удовлетворен сотрудничеством с «Евросетью». «Компания уверена в надежности и удобстве схемы приема платежей, применяемой Евросетью, и с полной ответственностью рекомендует своим абонентам продолжать осуществлять платежи в салонах Евросети».

Стоит отметить, что у «Евросети» на Урале уже был один подобный конфликт с местным игроком мобильной связи. Тогда розничная сеть также накопила долг в несколько миллионов рублей перед компанией «МОТИВ». Абоненты оператора до сих пор не имеют возможности отплачивать услуги связи в кассах «Евросети».

- В настоящее время у «МОТИВа» и «Евросети» нет прямого договора о сотрудничестве. Но, так или иначе, сегодня абоненты нашей компании могут оплачивать услуги связи в салонах «Евросети», - отмечает Елена Виноградова, руководитель отдела по связям с общественностью телекоммуникационной группы «МОТИВ». - При этом платежи проводятся опосредованно - через внешние платежные системы, с которыми заключены соглашения как у «МОТИВа», так и у «Евросети». Абонент же не видит никакой разницы. Он просто продолжает приходить в салон ритейлера и оплачивать услуги связи, как и раньше.

Конфликт МТС и Евросети не идет на руку ни одной из сторон.

В нынешней ситуации абоненты МТС тоже беспрепятственно могут оплачивать услуги связи через электронные терминалы, находящиеся в салонах «Евросети» по всей России.

- Сейчас в салонах «Евросети» на Урале сохранен прием платежей через платежные терминалы. Мы стремимся к тому, чтобы абоненты могли пополнить счет максимальным количеством способов. МТС по-прежнему открыта для обсуждения возникшей ситуации с «Евросетью», ведутся переговоры, - комментирует ситуацию Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС.

 

На Урале ситуация с приемом платежей в кассах отличается от страны в целом. Де-факто, любой человек может заплатить наличными в магазинах и салонах «Евросети». Эту информацию нам подтвердили и в МТС, и «Евросети». «Вчера был технический сбой в системе, но неполадки были устранены в течение нескольких часов. Платежи мы вчера принимали на кассах и в терминалах, но предупреждали людей, что оплата пройдет с некоторой задержкой», - рассказали представители ритейлера.

По нашей информации, Урал оказался единственным регионом, в котором сотрудничество МТС и «Евросети» продолжается в полном объеме.

Увы, но люди снова оказались заложниками бизнес структур, пусть на Урале и в меньшей степени. Когда речь заходит о влиянии и о деньгах, человек в роде бы и не нужен. Жаль, ведь на самом деле добиться влияния и денег без обычных людей нельзя.

Наше издание будет следить за развитием событий.