/ Мобильная связь

Уходящий 2009 год для операторов сотовой связи был богат на события. Менялись тарифы, запускались новые услуги и сервисы – и это лишь малая часть того, что происходило на рынке. Об итогах 2009 года и о том, с какими результатами телекоммуникационный рынок вошел в новый 2010 год, мы говорили с директором по стратегическому развитию телекоммуникационной Группы «МОТИВ» Алексеем Артемасовым.

- Некоторые специалисты прогнозировали в 2009 году прекращение роста абонентских баз в связи с высоким уровнем проникновения услуг сотовой связи и влиянием кризиса. Оправдались ли эти прогнозы?

-  Да, действительно, некоторые прогнозы, сделанные в начале 2009 года, отличались мрачностью и пессимизмом. Однако для нас реальность оказалась приятнее предсказаний. Судите сами: в мае мы подключили полуторамиллионного абонента, а в октябре в сети «МОТИВ» обслуживалось уже 1,6 миллиона пользователей. В конце года мы прошли отметку 1,7 миллиона. В начале нового десятилетия мы обслуживаем уже около 1 720 000 человек. То есть, несмотря на предрекаемую стагнацию абонентских баз операторов мобильной связи в России, количество абонентов «МОТИВ»  в 2009 году стабильно росло. По данным агентства J’son Partners за период с сентября по ноябрь 2009 года «МОТИВ» показал настолько высокие темпы прироста абонентской базы, что вышел на второе место по этому параметру среди всех российских операторов. Годовой прирост абонентов «МОТИВ» по предварительным оценкам составил примерно 15%. Так что в отношении «МОТИВа» эксперты, прогнозирующие прекращение роста абонентских баз, ошиблись.

- С каждым днем «мобильная концентрация» в Свердловской области увеличивается и завоевывать каждого нового абонента становится все сложнее. Поэтому операторы зачастую просто отменяют  «входной билет» в сеть. Я сам неоднократно был свидетелем подобных примеров: оператор продает одну SIM-ку  за 50 рублей, а вторую отдает бесплатно. Скажите, использует ли «МОТИВ» такую практику?

- Практику раздачи SIM-карт мы не используем. Я считаю такой метод развития абонентской базы тупиковым. Конечно, он позволяет оперативно «раздуть» масштабы  абонентской базы и освоить имеющуюся номерную емкость. «МОТИВ» не нуждается в таких «транзитных пассажирах». Мы держим относительно высокий порог вхождения в сеть: стоимость подключения к сети компании сегодня составляет 100 рублей. После подключения все эти средства перечисляются на счет нового абонента и пользователь оплачивает ими услуги связи «МОТИВ». Такие правила подключения позволяют нам работать с теми абонентами, кто сознательно выбрал «МОТИВ». У них изначально высокий уровень лояльности к компании, и мы знаем, что они не выбросят нашу SIM-карту после окончания первых 100 рублей. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, скажу: «бесплатных» и «подарочных» абонентов в нашей абонентской базе нет: все 1 720 000 человек зарегистрированы в сети «МОТИВ» совершенно осознанно, и все они активно пользуются сотовой связью «МОТИВ». 

- Предлагаю еще раз вернуться к вопросу о совпадении прогнозов сотовых аналитиков с реальностью. Вспомните: в начале 2009 года активно обсуждалась тема падения спроса на услуги сотовой связи. Как Вам кажется, какой  - пессимистичный или оптимистичный - сценарий в итоге оправдался? 

- Думаю, что все же, оптимистичный. Если говорить в целом о рынке, то в первом-втором квартале этого года мы видели некоторый крен в сторону снижения спроса на услуги связи. В первую очередь снизился  спрос на неголосовые услуги, имиджевые сервисы. Однако во втором полугодии спрос на дополнительные услуги начал стабильно расти. Что касается объема потребления услуг голосовой связи, то здесь все относительно стабильно: в течение года средний показатель MOU (среднее количествово минут, выговариваемых одним абонентом  – прим.автора) держался на отметке в 500 минут. Традиционное незначительное снижение разговорной активности было отмечено в самом начале 2009 года, а также летом. Мы считаем, что сохранение MOU при современном стремлении абонентов к тотальной экономии и пересмотру расходов – это успешный показатель деятельности нашей компании. Нам удалось сделать так, чтобы абоненты продолжали общаться и разговаривать в привычном для них объеме и режиме.

 Годовой прирост абонентов «МОТИВ» по предварительным оценкам составил примерно 15 %.

- 2009-й год для многих коммерческих структур прошел под знаменем всемирного экономического кризиса: многие компании отказались от  притязаний на лидерство и дальнейшее развитие, поставив своей целью хотя бы «остаться на плаву». Но, судя по результатам деятельности «МОТИВа» за 2009 год, вашу компанию страхи относительного будущего не коснулись. Скажите, за счет чего удалось сохранить стабильность?

- На этот вопрос невозможно ответить конкретно и однозначно. Нельзя выделить одно направление работы и сказать: «мы хорошо себя чувствуем благодаря успешным маркетинговым ходам или работе технических служб». Грамотное планирование, продуманные маркетинговые действия, слаженные действия технических и сервисных служб… Единство этих элементов позволяет компании успешно функционировать при любых условиях и во времена любых кризисов.

- Ну, а если конкретнее? Вы можете перечислить, хотя бы навскидку, несколько маркетинговых мер, применение которых повлияло на успешное функционирование компании в минувшем году?

Во-первых, мы не поддались общей панике операторов и не стали поднимать цены на связь. «МОТИВ»  изначально заявил о заморозке цен на услуги связи на докризисном уровне и свое слово сдержал.
Во-вторых, мы, будучи региональным оператором, имеем возможность оперативно реагировать на конкретные потребности своих абонентов и предлагать продукты, необходимые здесь-и-сейчас. В апреле появилась креативная линейка «Тарифищ», в октябре мы запустили беспрецедентный по своей структуре тариф «По рублю» с единой стоимостью всех исходящих звонков на все направления и SMS – 1 рубль. Также осенью была подкорректирована корпоративная программа «МОТИВ»: корпоративным клиентам мы предложили новый универсальный тариф «Линия бизнеса».
Продолжая перечислять маркетинговые «ходы» компании, необходимо отметить, что в минувшем году мы первыми из региональных операторов России начали продавать USB-комплекты доступа к мобильному Интернету «ДеWWWайс», отреагировав на потребность абонентов в удобном мобильном Интернете. 
В ряде дополнительных услуг связи, запущенных в 2009 году, нашлось место и для развлекательных сервисов: в частности, был запущен и получил огромную популярность сервис «АнтиПЫП», позволяющий менять гудки на мелодии.  

Мы не поддались общей панике операторов и не стали поднимать цены на связь.

- А что касается технического развития сети?

- В 2009 году мы достаточно много инвестировали в строительство и развитие сети «МОТИВ» по всей Свердловской области. В результате этой работы связь «МОТИВ» появилась более чем в 100 населенных пунктах. В общей сложности сеть «МОТИВ» сегодня работает на территории более 700 населенных пунктов. Основной акцент мы сделали на северо-восточное и юго-западное направление области. 

- В 2009 году все операторы активно развивали и продвигали услуги мобильного Интернета. Причем, объясняли это постоянно растущим спросом населения на услуги Интернет. Насколько реальна  потребность абонентов в мобильном доступе в Сеть? 

-  Скажу на примере нашей компании: рост числа пользователей мобильного Интернета в сети «МОТИВ» по итогам 2009 составил более 18,5%, а объем потребления услуг Интернета в ноябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос на 48%! Это связано с трансформацией потребностей абонентов. Если раньше для того, чтобы чувствовать себя внутри информационного пространства, достаточно было иметь возможность созваниваться с близкими в любой удобный момент, то сегодня пользователю нужно нечто большее. Нужна возможность быть в Сети: читать новости, узнавать необходимые данные, обмениваться информацией, впечатлениями, мнениями. А мобильный Интернет – самый простой и быстрый способ оказаться в центре информационного потока.  

 В апреле появилась креативная линейка «Тарифищ», в октябре мы запустили беспрецедентный по своей структуре тариф «По рублю» с единой стоимостью всех исходящих звонков на все направления и SMS – 1 рубль.

- В отличие от операторов «большой тройки» у «МОТИВа» нет сетей 3G. Вы работаете только с технологией EDGE. Насколько сильно это сказывается на развитии мобильного Интернета?

- Пока все думают, что за 3G - будущее, настоящее остается за технологией EDGE. Мы развили свою сеть EDGE  до масштабов, которые позволяют максимальному числу жителей области пользоваться мобильным Интернетом на удобных и комфортных скоростях – до 300 Кбит/сек. Сегодня технология EDGE реализована в 60% населенных пунктов, где работает «МОТИВ». В то же время сети 3G развернуты пока только в наиболее крупных городах и неизвестно, придет ли эта технология в большинство областных населенных пунктах, или так и останется привилегией крупных городов.  

- В 2009 году кроме развития Интернет-направления перед операторами стояла еще одна стратегическая задача - работа с каналами сбыта.  Расскажите, как «МОТИВ» решал этот вопрос? 

- Происходящее в сегменте сотового ритейла (покупка салонов связи сотовыми операторами - прим.автора) подстегнуло рынок к поиску альтернативных способов работы с потенциальными и действующими абонентами компании. Мы сделали ставку на развитие собственной сети точек подключения и, как оказалось, не прогадали. В 2009 году на всей Свердловской области была развернута масштабная сеть точек продаж и обслуживания «МОТИВ». К концу года в Свердловской области нами было открыто более 60 собственных стоек, где абонент может подключиться к сети «МОТИВ», выбрать подходящий тарифный план и дополнительные услуги, проконсультироваться по мобильным вопросам. Все точки размещены на территории социально значимых объектов, в крупных торговых центрах, в популярных магазинах, что обеспечивает нам высокий уровень обращений абонентов и, соответственно, хороший уровень подключений.  Сегодня на точки подключения приходится более 30% всех продаж контрактов «МОТИВ». 
Кроме того, нами разработаны и успешно внедрены альтернативные способы подключения к сети «МОТИВ». Например, услуга «Дистанционное подключение абонентского номера».

  В 2009 году на всей Свердловской области была развернута масштабная сеть точек продаж и обслуживания «МОТИВ».

- Как Вы оцениваете итоги 2009 года? Что в планах на новый 2010 год?

- Несмотря на все сложности, 2009 год был для нас довольно успешным и положительным. Это был второй год работы «МОТИВа» в статусе телекоммуникационной группы, который мы  посвятили укреплению ранее занятых позиций – как в направлении сотовой связи, так и в других телекоммуникационных направлениях.  Что касается планов на будущее… Скажу только, что мы подтверждаем ранее озвученные планы о создании единого инфокоммуникационного пространства с многогранными телекоммуникационными возможностями на территории всего Уральского федерального округа и Пермского края.