Оператор «МегаФон» подвел итоги своей деятельности за 2011 год. Причем достижения компании на Урале оказались лучше, чем в целом по России. За год оператор построил одну из самых современных и масштабных сетей 3G на Урале и занял 41% рынка мобильного Интернета региона. Но одним мобильным Интернетом «МегаФон» не ограничился.
Московский офис компании на Кадашёвской набережной стал основной площадкой, где выступали основные спикеры. По видеосвязи к центральному офису были подключены макрорегиональные отделения оператора.
Стоит отметить, что для существующей команды «МегаФона» нынешний отчет является знаковым. Дело в том, что его в последний раз представил Сергей Солдатенков, возглавляющий оператора в течение девяти последних лет. Уже летом г-н Солдатенков уйдет со своего поста, в связи с истечением существующего контракта и отсутствием намерения его продлевать. Правда, нынешний глава «МегаФона» не исключил, что станет членом совета директоров оператора. Поговаривают, что кандидатом на должность главы «МегаФона» считается бывший гендиректор телевизионного холдинга ЮТВ Иван Таврин, который в начале 2012 года был назначен в «МегаФон» на должность первого заместителя генерального директора.
Ну, а теперь, собственно к итогам года. В 2011 году «Мегафон» стал лидером по выручке среди мобильных операторов в регионах. Правда, МТС и «Вымпелком» еще не отчитывались за прошлый год, но исходя из итогов трех первых кварталов 2011 года в «МегаФоне» признают, что стать лидером по выручке мобильного бизнеса в России компании пока не удалось. А пока оператор занимает второе место, и этому факту не смогла помещать покупка «Вымпелком» оператора сотой связи «НТК» из Приморского края.
Выручка компании выросла на 12,6% до 242,6 млрд. руб., показатель OIBDA составил 100,8 млрд. руб. (рост — 3,1%), рентабельность по этому показателю снизилась с 45,4% до 41,6%. Чистая прибыль сократилась на 11,4% до 43,58 млрд. руб.
В IV квартале 2011 г выручка выросла на 11% до 65,46 млрд. руб., показатель OIBDA снизился на 3,4% до 25.2 млрд .руб., а чистая прибыль упала на 23,6% до 9,67 млрд. руб. Свободный денежный поток составил 24,4 млрд. руб.
«Мегафон» продолжает строить свою стратегию исходя из цели стать лидером по выручке. Правда, в компании подчеркивают, что будут добиваться этого «не любой ценой». За прошлый год число абонентов «Мегафона» выросло на 9,6% до 62,8 млн. Причем темпы роста новых абонентов замедляются, и в этой связи в компании намерены добиться лидерства за счет повышения качества обслуживания и лояльности со стороны клиентов.
Мобильный интернет продолжает оставаться основным фактором роста доходов мобильного бизнеса компании. По итогам 2011 года выручка от мобильной передачи данных выросла на 50% по сравнению с 2010 годом и составила 29,947 млрд. руб. В четвертом квартале выручка от услуг мобильного интернета также продемонстрировала уверенный рост, увеличившись на 41,6% и 16,7% относительно четвертого квартала 2010 года и третьего квартала 2011 года, соответственно.
- Среди всех операторов «большой тройки» по доходам от мобильного интернета на долю «МегаФона» пришлось 43%. Наша компания стала лидером по этому показателю, - подчеркнул Валерий Ермаков, заместитель генерального директора компании «МегаФон» по операционной деятельности.
По его словам, перед компанией стоит цель - обеспечить простой и быстрый доступ людей к мультимедийному контенту и интернет-сервисам, предоставляя максимальное качество.
Для достижения этой цели 40% от всех капитальных затрат компании были направлены на строительство транспортной сети. Сейчас «Мегафон» обладает собственной волоконно-оптической сетью протяженностью более 130 тыс. км. По оптическим линиям связи подключены 42% административных центров и 53% городских базовых станций. В итоге средняя скорость в часы наибольшей загрузки составила 2 Мбит/с, тогда как в 2009 году она составляла 900 Кбит/с.
Еще в 2011 году «МегаФон» вышел на рынок фиксированного ШПД. Произошло это засчет покупки Группы компаний «НетБайНет Холдинг» и ЗАО «ВэбПлас» летом минувшего года, ООО «Находка Телеком» и Группа «ЧебНет» - осенью и ООО «Лучше.Net» и ОАО «Югрател» - зимой. Благодаря этим шагам компания перешла к развитию новых видов бизнеса, основанных на предоставлении полного спектра телекоммуникационных услуг с использованием самых современных технологий.
Несмотря на это, 70% всего потребляемого абонентами «МегаФона» трафика пришлось на USB модемы.
На Урале «МегаФон» оказался более успешным, чем в целом по России. Наибольший рост в 2011 году оператор показал в сегменте мобильного Интернета.
- Объем скачиваемых данных передаваемых в нашей сети увеличился на 330% по сравнению с 2010 годом. Это позволило нам стать лидером в мобильной передаче данных среди операторов «большой тройки» на Урале по итогам 2011 года. Общая продолжительность голосовых вызовов в сети «МегаФон» Урал в 2011 году составила более 13 миллиардов минут, объем переданного Интернет-трафика более 10 700 ТБ, - рассказал директор уральского филиала компании «МегаФон» Валерий Величко.
В итоге количество клиентов уральского филиала «МегаФона» превысило 5,6 млн. человек, а рост абонентской базы за год составил 10%.
Рост абонентской базы во многом обусловлен бурным ростом мобильного Интернета.
- В сети оператора на Урале работает более 3000 базовых станций 3G и более 3500 базовых станций 2G. Протяженность волоконно-оптических линий связи компании «МегаФон» на Урале – более 15 000 км. Пропускная способность магистральной сети до 500 Гб/с. Предоставление клиентам связи и мобильного Интернета высокого качества стали ключевым направлением деятельности нашей компании в минувшем году. В развитие инфраструктуры сети «МегаФон» на Урале за 2011 год инвестирован максимальный объем денежных средств - более 6 млрд. рублей. Это позволило на 60% по сравнению с 2010 годом увеличить количество базовых станций нового поколения, построить на 50% больше сетей ВОЛС и в итоге предоставить нашим абонентам максимально высокие средние скорости доступа в Интернет на уровне 2,1 Мбит/сек,- подчеркнул Антон Щербаков, технический директор уральского филиала компании «МегаФон».
В 2011 году уральский «МегаФон» вдвое увеличил число продаж модемов по сравнению с 2010 годом. Каждая четвертая SIM-карта «МегаФон», подключенная в 2011 году к сети «МегаФон» на Урале, используется для выхода в Интернет через модем. Оператор занимает первое место по количеству проданных телефонов под брендом «МегаФон» среди других филиалов компании. Более трети всех фирменных телефонов продаются именно на Урале.
Не забыл «МегаФон» и о фирменной рознице. В 2011 году на Урале было открыто 260 монобрендовых точек продаж «МегаФон», из них 60 салонов - сети собственного ритейла. Более 60% подключений «МегаФону» приносит именно фирменная дилерская и собственная розница, состоящие из 520 пунктов продаж и обслуживания.
В сегменте бизнес-рынка компания также усилила свое присутствие по сравнению с 2010 годом, что позволило завладеть 32,6% доли рынка корпоративных продаж среди операторов «большой тройки». К сети компании на Урале в 2011 году подключились более 3 000 корпоративных клиентов. Клиентам стали такие крупные компании, как ОАО «МРСК Урала», ОАО «Сбербанк России», ОАО «СКБ-Банк», ОАО «ФСК-ЕЭС», ООО «Газпром Трансгаз Югорск», Управление ФСБ по Челябинской области и другие. На начало 2012 года у «МегаФона» на Урале более 22 000 корпоративных клиентов мобильного бизнеса, более 4000 клиентов фиксированного бизнеса, более 150 партнеров-операторов связи.
В 2012 году «МегаФон» планирует потратить на развитие суммы эквивалентные затратам минувшего года на развитие своей транспортной сети и увеличения скорости передачи данных в «сетях третьего поколения». Кроме того, в компании обещают запустить на Урале сети LTE до конца этого года. Первыми городами, где появятся сети LTE станут: Челябинск, Пермь, Тюмень, Нижний Тагил и Сургут. Екатеринбург в эти планы пока не входит.
- В Екатеринбурге сети LTE будут запущены позднее. Это связано с отсутствием свободных частот в городе для полноценного развертывания сете, как это было с 3G. Компания «Скартел» пока не обладает здесь лицензией. Работа над ее получением сейчас ведется.
Еще в планах оператора открытие бесплатных Wi-Fi хот-спотов в крупных монобрендовых салонах на Урале. Это, по версии «МегаФона», позволит увеличить лояльность абонентов к компании и ее сервисам. Правда, «коврового покрытия» городов никто не обещает: все будет точечно.