Рынок широкополосного доступа в уральской столице остается одним из самых динамично развивающихся. За последний год рост составил более 54%. На сегодняшний день выход в интернет имеют 60% домохозяйств Екатеринбурга. Эта цифра по прогнозам аналитиков будет расти до 2010 года. Затем наступит насыщение рынка. Интернет-издание «Мобильный Екатеринбург» оценило возможности и потенциал основных игроков услуг широкополосного доступа.
По итогам третьего квартала 2009 года количество домохозяйств в Екатеринбурге, которые имеют постоянный доступ в интернет превысило 310 тыс. [здесь и далее приводится оценка рынка аналитиков интернет-издания «Мобильный Екатеринбург»]. Всего в Екатеринбурге насчитывается около 500 тыс. домохозяйств. Таким образом, уровень проникновения услуг широкополосного доступа приближается к 60%. Это значительно выше общероссийских показателей.
На протяжении последних трех лет между компаниями, представленными на рынке, идет ожесточенная борьба за каждую квартиру, за каждого абонента. До сих пор не редки случаи жесткой конкуренции между провайдерами. В настоящее время в Екатеринбурге зарегистрировано более 100 интернет-провайдеров, из них достаточную рыночную долю имеют только 7-9 компаний. Совокупный объем массового рынка широкополосного интернета в Екатеринбурге оценивается нами на уровне 1,81 млрд. рублей в год [$56,6 млн.].
По итогам III квартала 2009 года на долю наиболее распространенного способа подключения [по технологии Ethernet] приходится около 62,7% всех «домашних» широкополосных подключений в Екатеринбурге. Таким образом, этот вид доступа стал наиболее популярным, укрепив свои позиции над ADSL-доступом, доля которого - 27,4%. Остальную часть рынка по итогам III квартала занял доступ по радиоканалу [3G, Wi-Fi, WiMAX] – 8,8%, спутниковый - 0,6% и альтернативные подключения – 0,5%.
Лидером массового рынка интернет-доступа в Екатеринбурге является компания «Уралсвзьинформ» [торговая марка Utel]. Он занимает 29% рынка, порядка 90 тыс. жителей уральской столицы предпочитают услуги этой компании.
Второе место зарезервировано за провайдером «КабiNet» – 25,3%, абонентская база составляет порядка 78 тыс. домохозяйств.
Третье место занимает еще один федеральный игрок - компания «Акадо» - 15,1%. В активе этого провайдера числятся около 46 тыс. пользователей.
В числе ТОП-4 прочно закрепилась компания «Планета». У нее результаты несколько скромнее – 9,2%. По нашим оценкам, провайдер обслуживает порядка 28,5 тыс. абонентов.
На долю провайдера «Конвекс» приходится 7,1% или 22 тыс. абонентов, «Билайн» - 6,9% или 21,5 тыс. абонентов и «Инсис» - 5,8% или 17 тыс. абонентов. Остальные компании составляют еще 1,6% рынка.
По итогам третьего квартала ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у екатеринбургских провайдеров в среднем составил 487,2 рубля [оценка интернет-издания «Мобильный Екатеринбург»]. При этом тенденция к снижению этого показателя по итогам года остается. Основной причиной падения ARPU остается снижение тарифов на безлимитный интернет. Практически всем операторам пришлось снижать цены на интернет.
Исходя из данных по ARPU и абонентским базам, можно оценить долю интернет-провайдеров Екатеринбурга по выручке. Лидером является компания «Utel» - 28,7%. Доля провайдера «КабiNet» составляет 23,6%. На «Акадо» приходится 14,2%, на «Планету» - 10,4%.
С октября 2008 года по сентябрь 2009 года абонентские базы екатеринбургских интернет-провайдеров увеличились на 54% на 108 тыс. домохозяйств. Из них на «КабiNet» пришлось 22,6%, «Конвекс» - 16,1%, «Билайн» - 15,4%, «Акадо» - 14,2%, доля «Utel» составила 13,9%. Остальные компании подключили чуть менее 17,8% новых пользователей.
До конца года аналитиками интернет-издания «Мобильный Екатеринбург» не прогнозируется каких бы то ни было серьезных изменений на рынке. Развертывание операторами сотовой связи сетей третьего поколения не скажется на росте и развитии проводных интернет-провайдеров.
Следущий год станет для рынка ШПД Екатеринбурга ключевым. Он войдет в стадию насыщения. Это означает, что рост абонентских баз начнет замедляться. Наступающий 2010 год станет последним, когда операторы будут развиваться за счет набора все новых пользователей.
В дальнейшем интернет-провайдеры будут развиваться засчет внедрения новых услуг, таких как IP и кабельное телевидение, мультимедийные ресурсы и т.п. Падение цен на безлимитный интернет прекратится.