/ / Интернет

Челябинск бьёт рекорды по количеству абонентов, которые выходят в Интерент со своего домашнего компьютера. На сегодняшний день выход в Интернет имеют 60,5% домохозяйств в Челябинске. Эта цифра по прогнозам аналитиков будет расти до 2010 года. Затем наступит насыщение рынка, а цены перестанут падать. Аналитики портала «Мобильный Челябинск» оценили возможности и потенциал основных игроков услуг широкополосного доступа. 

 

По итогам третьего квартала 2009 года количество домохозяйств в Челябинске, которые имеют постоянный доступ в интернет превысило 265 тыс. [здесь и далее приводится оценка рынка аналитиков интернет-издания «Мобильный Челябинск»]. Уровень проникновения услуг широкополосного доступа приближается к 60,5%. Это в несколько раз выше общероссийских показателей. Челябинск лишь немного отстает от Москвы и Санкт-Петербурга.

На протяжении последних трех лет между компаниями, представленными на рынке, идет ожесточенная борьба за каждую квартиру, за каждого абонента. Тем не менее, рынок становится более профессиональным. В настоящее время в Челябинске работает около 100 интернет-провайдеров. Но лишь 7-9 из них имеют достаточную рыночную долю. Совокупный объем массового рынка широкополосного интернета в Челябинске оценивается нами на уровне 1,1 млрд. рублей в год [$38 млн.].

 Число абонентов интернета в Челябинске в 2009-2010 году.

По итогам III квартала 2009 года на долю наиболее распространенного способа подключения [по технологии Ethernet] приходится около 64,3% всех «домашних» широкополосных подключений в Челябинске. Таким образом, этот вид доступа стал наиболее популярным, укрепив свои позиции над ADSL-доступом, доля которого - 27,4%. Остальную часть рынка по итогам III квартала занял доступ по радиоканалу [3G, Wi-Fi, WiMAX] – 7,3%, спутниковый - 0,6% и альтернативные подключения – 0,5%.

 Структура рынка ШПД по типам подключения.

Лидером массового рынка интернет-доступа в Челябинске является компания «Интерсвязь». Она занимает 48,1% рынка, 150 тыс. жителей уральской столицы предпочитают услуги этой компании [данные о количестве абонентов предоставлены компанией «Интерсвязь»].

 Доля рынка интернет-провайдеров Челябинска по абонентам.

На втором месте компания «Utel» - 24,1% абонентская база оператора по всем населенныхм пунктам Челябинской области составляет 115 тыс. домохозяйств.

Третье место занимает федеральный игрок – провайдер «ДОМ.РУ» - 18,3%. В активе этого провайдера находится около 58 тыс. пользователей.

Совокупная доля других интернет-провайдеров составляет 9,5%. Среди них «Факториал-Интернет», «Южно-уральская телефонная компания» [U.Net], «Инсис», «Бенет», «Мультинекс», «ГиперСеть» и другие.

 Доля рынка интернет-провайдеров Челябинска по выручке.

По итогам третьего квартала ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у челябинских провайдеров в среднем составил 335 рублей [418 рублей - годом ранее]. При этом тенденция к снижению этого показателя по итогам года остается. Основной причиной падения ARPU остается снижение тарифов на безлимитный интернет на 15-20%. Практически всем операторам пришлось снизить цены на интернет, чтобы поддержать высокий уровень конкуренции.

 ARPU интернет-абонентов в Челябинске в 2009 году.

Исходя из данных по ARPU и абонентским базам, можно оценить долю интернет-провайдеров в Челябинске по выручке. Лидером здесь также является компания «Интерсвязь» - 43,2%. Доля оператора «Utel» составляет 26,8%. На «ДОМ.РУ» приходится 20%.

 Доля интернет-провайдеров Челябинска в новых подключениях.

С октября 2008 года по сентябрь 2009 года абонентские базы челябинских интернет-провайдеров увеличились на 57% на 113 тыс. домохозяйств. Из них на «Интерсвязь» пришлось 41,4% новых подключений, на «Utel» - 27,6%, на «ДОМ.РУ» - 24,1%. Остальные компании подключили менее 7% новых пользователей.

До конца года аналитиками интернет-издания «Мобильный Челябинск» не прогнозируется каких бы то ни было серьезных изменений на рынке. Развертывание операторами сотовой связи сетей третьего поколения не скажется на росте и развитии проводных интернет-провайдеров. Выход на массовый рынок компании «ТТК» также не будет оказывать ощутимого влияния.

Следующий год станет для рынка интернета Челябинска ключевым. Он войдет в стадию насыщения. Это означает, что рост абонентских баз сильно замедлится. Наступающий 2010 год станет последним, когда операторы будут расти за счет новых подключений.

В дальнейшем интернет-провайдеры будут развиваться засчет внедрения новых услуг, таких как IP и кабельное телевидение, мультимедийные ресурсы, файлообменные сети, интеграции с мобильными операторами и т.п. Падение цен на безлимитный интернет прекратится.