На любое действие, всегда найдется противодействие. Как бы студенты не изощрялись, всех обмануть не получиться. Преподаватели тоже не дремлют. Они придумывают свои капканы для списывающих экзамен. Помимо простого слежения и хождения по аудитории некоторым экзаменаторам удается активизировать так называемые «глушилки». Устройство может отключать или значительно снижать активность радиопередающего техсредства, например, мобильного телефона, и студент не сможет пользоваться им во время сдачи экзамена. Есть несколько «но»: глушилка – дорогостоящее удовольствие, имеет отношение к сфере безопасности и без соответствующего разрешения преподавателю вряд ли удастся приобрести его, ну разве, что университету, но это другой вопрос. 

«Моя drum-машина чеканит ритм
Ты слышишь биение сердец-микросхем
Я задаю тебе свой алгоритм
Нервных систем

Непредсказуемость мне не нужна
Порядок чисел точный ответ
Ноль, единица, нет или да
НЕТ!»

Создавая, как всегда оригинальный и глубокий по содержанию смысл нового «сингла» «Кокон», небезызвестный Дeльфин имел в виду что-то «наилоновое» и пессимистичное. Давайте сопоставим этот саунд со студентом, которому предстоит сложный экзамен. Drum-машина – соответственно, загруженная голова, ритм – процесс подготовки к экзаменам, биение сердец-микросхем – аналогичное небездействие важнейшего органа кровеносной системы, алгоритм нервных систем – это стрессовая ситуация и все, что с ней связано. Предсказуемость неудачи явно не нужна студенту, порядок чисел, слов, предложений уже выстраивается на экзамене, дается точный, на первый взгляд, ответ, а дальше лотерея: НЕТ или ДА? В нашем случае НЕТ, ну да ладно.

Январь - месяц студенческих сессий, как у очного, так и у заочного отделения всех ВУЗов нашего региона. Бедные и несчастные студенты от 17 до 55 лет усиленно готовятся к первому или последнему экзамену. Отличие лишь в процессе готовности: часть студентов учат, разбирают, где-то зубрят, а подавляющее большинство катают и настраивают целый ряд «шпаргалочных» способов сдачи. Действительно, видов шпаргалок и нечестной сдачи экзаменов неимоверно много. Как правило, студенты первых, вторых курсов, только – только внедряющиеся в студенческие будни, перед летней или зимней сессией целый семестр набирают банк номеров мобильных телефонов знакомых преподавателей. Далее, во время экзамена инициативная группа дозванивается до ждущего сигнала где-то в коридоре преподавателя и спокойно, слушая по проводной гарнитуре или bluetooth устройству правильный ответ, сдает экзамен.

Разделяя студентов на гуманитариев и техников, получается следующая картина: первые преимущественно верны старому, так называемому «дедовскому» способу сдачи при помощи аналоговых шпаргалок. Скручиваются листы бумаги, прячутся куда-то далеко-далеко и во время сдачи письменной дисциплины достаются и применяются. Техники в тоже время, мысля совершенно иным путем, пытаются изобрести что-то очень маленькое, аккуратное и незаметное. Обычно это устройство, настроенное на определенную радио частоту. Мини рация может иметь размер всего 1см3 и легко помещается в ухе.

Подготовить это и любое другое устройство – это всего лишь пол дела, так нужно его пронести в аудиторию и применить. Часто бывает, что перед началом зачета, преподаватель просит показать карманы, открыть сумку и так далее; напрашивается вопрос, имеет ли право профессор этим заниматься?

- Существует устав учебного заведения. Я не думаю, что в этом документе написано что преподаватель имеет право осуществлять досмотр. Он может попросить что-то открыть, показать, но даже, если студент откажет ему в этом, то не допустить к экзамену студента нельзя,- отмечает Иван Кущ, преподаватель Южно-Уральского госуниверситета. - Вообще, преподаватель судит по поведению того или иного студента. Это простая психология, если вести себя спокойно и размерено, то сдашь не напрягаясь, даже спишешь, не применяя особых усилий.

Существует интересная статистика: во время сдачи выпускного экзамена у школьников или студентов sms и mms трафик возрастает, примерно, в три - четыре раза. Очень жаль, что мобильные операторы, не устраивают акции в летний или зимний период для сдающих сессию. Услуга имела бы успех!
Помимо передающих сигнал устройств, на экзамене пользуются «смартфоновым» и «коммуникаторным» преимуществом. Загружают ранее созданные тематические интернет-странички, открывают заведомо сфотографированные страницы учебника, грузят уже созданные мобильные программы с теорией, и даже решенными задачами, в целом, изгаляются, как только можно. Студенты, не имеющие сотовых аппаратов с операционной системой, могут запрограммировать мобильный телефон так, чтобы нехитрой кодировкой и набором клавиш выводить те или иные созданные пакеты документов.
Мысленный процесс создания так называемых «шпор» занимает немаленький промежуток времени, около 2-5 дней. Может все-таки проще выучить, нежели рисковать?

- Для меня не имеет значения различно рода «антисписывающие» устройства. Я всегда могу проверить, знает материал студент или нет? Предпочитаю собеседование, где, не смотря на то, что безупречно написано в билете, студент подтверждает свои знания. И еще считаю, что зубрить бессмысленно, нужно понимать и разбираться. Для меня те студенты, которые только учат наизусть – страшные люди, - говорит Иван Кущ. - Нужно помнить о том, что образование нужно именно студенту, а не преподавателю.

В применении технологий нового века все осведомлены примерно одинаково, но о интереснейшей науке, развивающей нашу голову, в частность мозг и память, почитать все же стоит.

Максим Кошелев и Владимир Айрих – студенты приборостроительного ф-та ЮУрГУ:

- Сами мы ничего не строим и не изобретаем в данном направлении, и даже применять не хотим. Знаю, что существует метод, под названием «интеллект карт», развивает значительно мышление, память и так далее. Можно запомнить большое количество информации на длительное время. Есть наука такая Мнемоника, которая колоссально позволяет развивать свою память, люди достигают таких высот и таких возможностей, что даже страшно становится. Учат и помнят практически наизусть целые книги. Но этим нужно систематически заниматься, постоянно совершенствовать курс и быть на чеку. Побочных эффектов она не имеет, ученые доказали, что память человека безгранична, кто бы что не говорил, хотя это тоже теория, на практике может кто-то и применяет целиком и полностью, мне данные вещи пока неизвестны. Развить по системе карт память быстро не получится, это длительный и емкий процесс. Если вы за пару дней до экзамена решили сдать его, при помощи мнемоники и всего, что с ней связано, получится вряд ли!

Углубляться и применять сложнейшие способы сдачи экзамена, наверно, нет смысла, ведь все гениальное - просто! В мире, в России, да и у нас в городе существует масса студентов, изобретающих всевозможные уловки, методы заполнения зачетной книжки, а остальная братья учеников просто копирует их многодневную работу. Возможно, и развивают данные способы мышление, но диплом человек получает не по специальности «теория и практика шпаргалочного устройства», а как минимум по «мировой экономике», «менеджменту» и многим другим. Всегда нужно помнить и знать, что образование важно и нужно только самому себе, так что учитесь, понимайте и дерзайте, уважаемые студенты!