Несмотря на санкции, весомый рост трафика и кибератаки на телекоммуникационную инфраструктуру, мобильная связь в России продолжает оставаться доступной, надёжной и технологичной. Как отмечают эксперты, запаса прочности хватит надолго. При этом сами операторы продолжают расширять покрытие, улучшать качество и запускать новые сервисы. О предпочтениях жителей региона, ключевых трендах и перспективах рассказал директор МегаФона в Челябинской области Сергей Денисов.

- Сергей, как изменилось поведение жителей региона в последнее время? Какие услуги и сервисы стали пользоваться большей популярностью?

- Южноуральцы начали скачивать больше информации в мобильном интернете. Трафик вырос на 25% в сравнении со среднемесячными показателями прошлого года. Каждый пользователь Челябинской области в среднем потребляет уже около 16 ГБ трафика в месяц против 13 ГБ в прошлом году. Этого хватит, например, на отправку свыше трех тысяч качественных фотографий в соцсетях. При этом наши абоненты, которые подключили опцию Pre-5G, скачивают в 1,5 раза больше данных. Недавно получили статистику по самым «качающим» жителям области. Оказалось, что лидеры по трафику – пользователи из Верхнеуральска, Юрюзани, Миньяра, Усть-Катава, Катав-Ивановска, Пласта и Троицка.

Также отмечу, что наши клиенты продолжают активно пользоваться цифровыми услугами. Растёт интерес к чтению онлайн-книг, шопингу в интернет-магазинах. Растет и голосовой трафик – с весны он увеличился почти на 20%.

- В последние годы люди все чаще звонили в мессенджерах. Сейчас в регионе выросли классические телефонные звонки. Как вы считаете, с чем это связано?

- До локдауна мы, действительно, наблюдали замедление роста голосового трафика. Но пандемия многое поменяла в нашей жизни. Люди стали активнее звонить друг другу, дольше и чаще разговорить по телефону. И они продолжают это делать сейчас, в новых реалиях. Добавлю, что разговоры по телефону – далеко не устаревший формат. Мы совершенствуем это направление. Например, в разгар пандемии запустили технологию VoLTE. С её помощью голос во время беседы по мобильному передаётся чётче, а шумы менее заметны. В итоге разговаривать с собеседником намного приятнее.

- И насколько много звонков сейчас передаётся через VoLTE?

- Сегодня это уже каждый второй диалог. Отмечу, что это никак не увеличивает их стоимость, что в нынешних реалиях, большой плюс.

Директор МегаФона в Челябинской области Сергей Денисов.

- Поговорим о мессенджерах. Какие тенденции в пользовании, наблюдаете ли вы перераспределение трафика?

- Telegram побил все рекорды. Осенью объём интернет-трафика в нем оказался в 3,3 раза выше значений прошлого года. Жители всё активнее читают новости и пересылают медиафайлы. Кроме того, в Telegram активно перетекает и деловое общение южноуральцев. В рабочие часы трафик здесь втрое превышает объёмы WhatsApp. При этом, звонить по-прежнему предпочитают в WhatsApp, который лидирует среди мессенджеров по объёму голосовых вызовов.

Если говорить в целом, то на Telegram приходится 81% трафика, что выше общероссийских значений на 8%. На WhatsApp - 16%. Доля Viber среди мессенджеров составляет менее 2%.

- Как в компании оценивают ситуацию с доступностью телекоммуникационного оборудования в связи с санкциями и заявлениями крупнейших европейских и американских поставщиков о прекращении работы в России? Не получится ли так, что совсем скоро качество сети может ухудшиться?

- Этот вопрос у нас под контролем. Он решаемый. Мы всегда делали запасы оборудования для будущего строительства и расширения сети, сделали это и в 2022 году. Отмечу также, что в нашей лаборатории постоянно тестируется российское и иностранное телеком-оборудование, о существовании которого широкой аудитории не было известно. Работа идёт.

- То есть по поводу возможного падения качества и снижения скорости интернета пока можно не переживать?

- Верно. Мы не сокращали свои планы по развитию сети. Могу привести свежий пример. Этой осенью МегаФон модернизировал базовые станции почти в 200 точках Челябинской области. Улучшения связи и мобильного интернета удалось добиться более чем для 300 тысяч жителей Южного Урала. По данным разработчиков приложения для измерения интернета Ookla, сейчас у нас самая быстрая скорость передачи данных в Челябинске – более 24 Мбит/с на скачивание. Это выше, чем у любого из наших конкурентов. Такие значения позволяют комфортно смотреть видео и скачивать файлы. Так что скорость в смартфонах южноуральцев – вне санкций.

Расширение сети МегаФон.

- Вы сказали, что несмотря на санкции и нестабильную экономическую ситуацию, вы продолжаете инвестировать в развитие сети. Можете уточнить, что вы имеете ввиду?

- За годы работы мы обеспечили масштабное покрытие на территории Челябинской области. Оно охватывает крупные города, небольшие населенные пункты, туристические маршруты, горы и трассы. При этом сеть связи – живой организм. Она нуждается в развитии и точечной настройке в изменяющихся условиях. Например, в городах активно появляются новые жилые комплексы, где мы оперативно расширяем и усиливаем инфраструктуру. Только с начала года по области инженеры МегаФона модернизировали и запустили свыше 50 новых базовых станций.

С помощью инструментов Big Data мы определяем список населённых пунктов и конкретных локаций, где фиксируем рост интернет-трафика и увеличение мобильной активности. Именно на эти территории мы направляем наши силы. Аналитика показывает, что это крупные города, Челябинск, Магнитогорск, Озерск, Снежинск, Сатка, Чебаркуль, Южноуральск, Златоуст, Копейск, Миасс и другие.

 

- Как правило, в городах проблем со связью нет. Совсем другое дело – пригороды, сельская местность, места отдыха на природе. Какая работа ведётся на этом направлении?

- В небольших сёлах и деревнях региона мы также работаем над устранением «белых пятен». По части из них увеличиваем существующие ёмкости. В этом году мы поработали над качеством в населенных пунктах Вахрушево, Долгодеревенское, Касарги, Кременкуль, Магнитный, Рощино, Терема и многих других. В программу развития также попали сёла, посёлки и деревни, где живет менее 500 человек, например, Малиновка, Малый Куяш, Таловка, Чурилово и другие. Мы смотрим на всю территорию Челябинской области, не забывая ни о ком.

- Как обстоят дела с запуском сетей пятого поколения? Или нынешняя ситуация ставит крест на появлении 5G?

- Ну, почему же. У нас есть ряд площадок, где мы тестируем различные сценарии работы новых технологий, включая 5G. В этом году мы впервые установили оборудование с поддержкой услуг класса 5G на Урале и открыли тестовую зону в Магнитогорске, где пользователям стала доступна скорость мобильного интернета свыше 800 Мбит/c. При этом, развитие сетей нового стандарта невозможно без решения вопроса по частотам. Так называемый золотой диапазон 5G (3,4–3,8 ГГц) так и не выделен операторам. А те диапазоны, которые готовы распределять в России, не позволяют построить экономически качественную масштабируемую модель.

Сети 5G в России.

 

- Развитие сети идет полным ходом, а что происходит с розницей МегаФона в Челябинской области? Часть ваших коллег по рынку уже сократила на 7-10% число точек продаж и обслуживания клиентов, другие сделали ставку на онлайн.

- В начале года я ставил цель – улучшить сервис и доступность наших услуг. За это время сеть пунктов продаж наших сим-карт в магазинах шаговой доступности удвоилась и насчитывает уже около 2 тысяч. В крупных городах люди могут подключиться к МегаФону, не отклоняясь от привычных маршрутов, а жителям отдаленных сёл и деревень стало не нужно приезжать в райцентры. Наши точки открылись в 166 населенных пунктах региона. Мы активно осваиваем глубинку: в 38 сельских поселениях, где проживает больше 15 тысяч человек, такие пункты продаж заработали впервые. В ближайшем будущем в Челябинской области также откроются новые салоны МегаФона. И конечно, мы активно развиваем онлайн-каналы взаимодействия, без этого сегодня никуда.

- Многие телеком-операторы в последнее время диверсифицируют свой бизнес за счёт принципиально новых проектов: дата-центы и облачные сервисы, бизнес-аналитика, работа с большими данными и т.п. Есть ли какие-то проекты на территории Челябинской области, которые вы реализуете прямо сейчас?

-  Мы цифровая компания, и в нашем портфолио много успешных кейсов. В этом году мы приступили к разработке уникальной системы управления автопарком Магнитогорского металлургического комбината. Впервые в России оператор связи переведёт управление промышленным автопарком такого масштаба из ручного режима в цифровой. Платформа объединит свыше тысячи единиц автотранспорта, от легковых до карьерных и погрузочно-разгрузочных машин, а также аккумулирует данные о перевозках подрядчиков. Экономический эффект от запуска решения составит свыше 30 млн рублей в год. Помимо этого, мы завершаем развёртывание частной сети Private LTE для ММК.

Также у нас большая экспертиза в сфере кибербезопасности, омниканальных коммуникаций, мониторинга здоровья и защиты сотрудников. Можно сказать, у нас целая копилка интересных решений для закрытия почти любого актуального вопроса для компаний самого разного уровня и направлений деятельности – от микропредпринимателей из сферы услуг до промышленных гигантов.

Офис продаж и обслуживания МегаФон.

- В заключение, расскажите, есть ли какие актуальные предновогодние предложения для южноуральцев?

- В конце года МегаФон, как правило, исполняет роль Дела Мороза. Например, сейчас можно принять участие в акции и при покупке одного смартфона Xiaomi получить второй в подарок. Также мы открыли возможность покупать мобильные устройства и аксессуары, оплачивая их стоимость частями. Причем, для такой покупки не надо иметь при себе документы, заполнять анкеты и заявки — достаточно только номера телефона. Это очень удобно, тем более перед Новым годом, когда традиционно вырастает спрос на мобильные устройства.