Число активных SIM-карт на территории Челябинской области по итогам первого полугодия 2022 года составило 5,3 млн, а уровень проникновения – 155% от проживающего населения.  С начала года число абонентов мобильной связи в регионе уменьшилось на 5,5%. Основной отток абонентской базы был зафиксирован в корпоративном сегменте, а вот аудитория массового рынка осталась на том же уровне. Тренды рынка, изменения в поведении клиентов, ближайшие перспективы и вероятность роста цен изучил главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным» Иван Кущ.

Российские операторы мобильной связи.

За минувший месяц команда нашего издания провела масштабную работу по оценке состояния телекоммуникационного рынка Челябинской области. В конце июня вышел наш детальный обзор по широкополосному интернету, а сейчас подошла очередь мобильных операторов.

Рынок в общих чертах

Важно отметить, что в последние пару лет отрасль испытывала сложности с поискам драйверов роста. Основной фокус развития был направлен на корпоративных клиентов, развитие сервисов для бизнеса, а также стимулирование спроса на мобильный интернет и мультимедийные сервисы для массовой аудитории. Кроме того, все без исключения операторы мобильной связи активно модернизировали свои сети. Благодаря этому, ни во время пандемии, ни во время событий февраля-марта 2022 года пользователи не почувствовали снижения качества. Одновременно с этим объёмы трафика продолжили расти примерно на 40% в год.

Абонентская база операторов мобильной связи за последний год стала более качественной. По ряду объективных причин компании перестали гнаться за статистикой и темпами раздачи «серых» (не зарегистрированных ни на юридических лиц, ни на физических лиц) sim-карт. Ужесточение законодательства по анонимным sim-картам, оптимизация расходов внутри компаний, всё большее превалирование смартфонов над кнопочными телефонами – это также работало на рост качества абонентской базы. Побочным эффектом этого процесса стало снижение числа активных сим-карт.

Если пару лет назад показатель проникновения достигал уровня в 200%, то сейчас от региона к региону он колеблется от 150 до 175%. При этом ключевые индикаторы, такие как число минут и объём трафика на абонента, значительно выросли. Вырос и средний чек. Правда, увеличение расходов всегда было ниже уровня инфляции. Так, средний доход на одного абонента (ARPU) у операторов Челябинской области вырос на 7,5% - до 380 рублей.

Мобильная связь продолжает работать.

Ключевые тренды

Операторы отмечают, что 85% смартфонов абонентов на Урале поддерживают сеть 4G. Около 15% устройств работают только в 2G и 3G стандартах – как правило, это кнопочные аппараты. Интересно, что проникновение устройств с поддержкой 5G, о котором очень любит писать бизнес-пресса, всё ещё не дотягивает до 4% от общего числа всех телефонов. И если бы в этом были виноваты ограничения частотного спектра... Рынок просто не видит в 5G вариантов для монетизации. А вот расходы на расширение покрытия 4G и частотный рефарминг 3G в пользу LTE продолжают приносить отдачу.

«По итогам первых пяти месяцев 2022 года доля 4G-смартфонов на Урале увеличилась в сети Tele2 на 1 процентный пункт - до 95% по сравнению с концом 2021 года. В целом по России этот показатель составил 94%. При этом доля устройств, которые в перспективе смогут работать в сетях 5G, на конец мая этого года в общем по России была 3,43%, а по Уралу – 3,04%», - приводит данные Светлана Галилеева, директор макрорегиона «Урал» компании Tele2.

«На протяжении многих лет МегаФон сохраняет лидерство по скорости мобильного интернета в России. Сейчас мы принимаем все меры для обеспечения бесперебойной работы инфраструктуры и сохранения высокого качества услуг для наших клиентов в текущих условиях. Наши абоненты продолжают получать все необходимые услуги в полном объёме – голосовая связь, интернет, сопутствующие сервисы», - отмечают в пресс-службе компании.

Рынок мобильной связи Челябинской области в 2022 году.

С 2021 года уральцы выбирают более качественные и дорогие модели смартфонов, которыми пользуются гораздо дольше. Первая половина 2022 года лишь подтвердила этот тренд. Число абонентов, которые пользуются одним смартфоном два года, выросла на 13%, а клиентов, меняющих свой телефон раз в три года, – на 20%.  Люди всё чаще выбирают качественные и функциональные гаджеты с долгим сроком службы.

Рынок мобильной связи Челябинской области

Рынок мобильной связи Челябинской области по итогам первого полугодия 2022 года показал стабильную динамику. Оценка аналитиков нашего проекта говорит о том, что в регионе на 1 июля работало примерно 5,301 млн sim-карт. Это на 5,5% ниже показателей конца 2021 года. Из них на пользователей - физических лиц приходилось 3,583 млн sim-карт. Ещё 1,717 млн sim-карт использовались корпоративными клиентами, а также для технологических целей в проектах интернета-вещей (терминалы, банкоматы, транспорт, охранные системы и т.п.).

Рынок мобильной связи Челябинской области в 2022 году.

Лидером по абонентской базе в Челябинской области на 1 июля 2022 года по-прежнему является оператор Tele2, контролирующий около 40,8% рынка (2,162 млн активных sim-карт). На втором месте МТС с долей 26,9% (примерно 1,426 млн активных sim-карт). «Бронза» у «Билайна», его услугами пользуется 13,5% клиентов региона (715 тыс. активных sim-карт). Немногим меньше аудитория у МегаФона – 662 тыс. активных sim-карт и доля 12,5%.

Рынок мобильной связи Челябинской области в 2022 году.

Мы также оценили аудиторию крупнейших виртуальных операторов мобильной связи, работающих на территории Челябинской области. И здесь лидером стал Yota. В регионе работает 190 тыс. его sim-карт (доля рынка 3,6%). Сотовой связью от Сбербанка пользуется чуть более 63 тыс. клиентов (доля 1,2%). У Тинькофф Банка на территории Южного Урала 45 тыс. активных sim-карт (доля 0,85%), а у ВТБ Мобайл – 29 тыс. (доля 0,55%).

Важно отметить, что Yota работает на инфраструктуре МегаФона, а Сбербанк, Тинькофф и ВТБ – на сети Tele2.

Рынок мобильной связи Челябинской области в 2022 году.

В массовом сегменте (без учёта корпоративных и технологических sim-карт) доли рынка немного отличаются. Так, доля Tele2 оказывается выше – 42,25%. А вот у МТС – ниже: 21,65%. МегаФон, «Билайн», Сбербанк, Тинькофф и ВТБ остаются примерно при своём, а вот доля Yota существенно выше именно среди пользователей – физических лиц.

Рынок мобильной связи Челябинской области в 2022 году.

В корпоративном сегменте результаты прямо противоположные. Лидером рынка B2B Челябинской области с небольшим преимуществом является МТС. На оператора приходится 37,86% бизнес-аудитории. У Tele2 – 37,78%; у «Билайна» - 12,5%, а у МегаФона – 11,57%.

Рынок мобильной связи Челябинской области в 2022 году.

Изменение поведения абонентов

В первом полугодии 2022 года клиенты сотовых операторов стали чаще разговаривать по мобильному телефону: голосовой трафик в среднем на одного абонента увеличился на 5%. Средний трафик на одного интернет-пользователя на Урале за год вырос почти на 50% и составил 14,5 ГБ в месяц.

«У каждого клиента со временем может измениться профиль пользования сотовой связью. Так, с каждым годом всё меньше совершается телефонных звонков, а интернет-трафик увеличивается. 2022-й не стал исключением, - отмечает Наталья Смагина, руководитель продуктового направления Yota. - Недавно мы проанализировали количество звонков и SMS, а также интернет-трафик клиентов в поездках за рубежом. Статистика говорит, что пользователи за границей стали общаться через голосовую связь гораздо чаще. Например, на 8 марта пришлось в 4,5 раза больше звонков, чем в это же число в январе. А 11 марта объём трафика на российское приложение TenChat вырос в 586 раз по сравнению с 11 января».

«За первые пять месяцев 2022 года потребление мобильного интернета в регионах макрорегиона «Урал» Tele2 выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Голосовой трафик за этот же период остался без изменений», - рассказывают в пресс-службе Tele2.

Российские мобильный приложения.

Самыми используемыми мобильными приложениями у пользователей Челябинской области по-прежнему являются мессенджеры и социальные сети. В марте-апреле 2022 года общее количество установок выросло в 1,5 раза. Чаще всего клиенты выбирали приложения: «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», «ЯRus», Discord, TenChat. Также повышенной популярностью пользуются ресурсы для онлайн-покупок.

«Наши клиенты продолжают активно пользоваться цифровыми услугами, растёт интерес к просмотру контента на «МегаФон ТВ», чтению электронных произведений в сервисе «МегаФон Книги». Поведение зрителей в последнее время изменилось: на 30% выросли просмотры телевизионных каналов, а вот смотрение сериалов снизилось, пусть и несущественно. Мы также отмечаем повышенное внимание к отечественному контенту. Так, доля просмотров российских фильмов и сериалов в регионе с начала года превысила 46%, что связано с расширением ассортимента картин и повышением их качества. Трендом весны стало повышенное внимание к советским кинолентам – время, проведенное за их просмотром, выросло на 22%», - отмечают в МегаФоне.

«Пандемия ускорила уже существующий тренд на цифровизацию. Люди стали больше пользоваться интернет-сервисами: Госуслуги, доставка еды, интернет-банкинг и так далее. Для клиента по-прежнему важно, чтобы интернет был стабильным и быстрым. Контент становится тяжелее. Люди стали больше времени проводить на онлайн-платформах: онлайн курсы набирают популярность, смотрят фильмы и другой видеоконтент на экранах мобильных устройств. При этом растёт потребность в высококачественном HD-видео», - говорит Светлана Галилеева.

Мобильные прилодждения.

Одновременно с этим операторы фиксируют серьёзное перераспределение мобильного трафика в мессенджерах. Так, в марте этого года интернет-трафик Telegram вырос в два раза по сравнению с февралём. В апреле и мае трафик в этом мессенджере держался на уровне мартовских значений. Популярность сервиса выросла на фоне ограничений доступа к другим мессенджерам и соцсетям: Telegram стал не только инструментом общения, но одним из главных источников информационного контента. А вот количество установок приложения WhatsApp в марте и апреле снизилось на 29% и 19% соответственно.

Среднее количество скачиваний приложений отечественных маркетплейсов выросло на 2%. Прирост в начале весны показали «СберМаркет» (+9%), Lamoda (+7%), Wildberries (+6%), Ozon (+3%). При этом в марте снизилась активность скачиваний зарубежных платформ. Например, приложение AliExpress выбирали на 46% реже, чем в феврале. Любопытно, что уже в апреле его установки выросли на 13% относительно февраля и сейчас продолжает наблюдаться тренд на небольшой, но рост.