Рынок сотового ритейла достиг уровня насыщения. Количество продаж сотовых телефонов во втором квартале 2007 года впервые в истории розничного рынка России оказалось меньше количества продаж первого квартала того же года. В этой связи постараемся ответить на вопрос: кому на рынке сотового ритейла Южного Урала жить хорошо?
По данным аналитиков интернет-проекта «Мобильный Челябинск» на первое сентября в Челябинской области насчитывалось порядка 650 торговых точек, которые занимаются продажами сотовых телефонов, цифровой техники, сопутствующих товаров и услуг [без учета точек продаж б/у-телефонов и отдельных терминалов оплаты].
На долю шести самых крупных сетей приходится 95,5% рынка продаж на Южном Урале.
Лидером рынка сотового ритейла Челябинской области является компания «Евросеть». Торговая сеть насчитывает 103 магазина и сервисный центр в нашем регионе [55 магазинов в Челябинске и 48 в городах области]. Несмотря на сильную конкуренцию, «Евросеть» занимает 35,6% рынка сотового ритейла по продажам.
- Компания «Евросеть» занимает лидирующее положение не только на Южном Урале, но и по всей России. Но это не повод расслабляться, - говорит Евгения Деева, PR-менеджер уральского филиала компании «Евросеть». - Ко всем игрокам рынка сотового ритейла мы относимся с уважением, мы за здоровую конкуренцию.
Почетное второе место досталось сети «Связной» - 17,9%. В активе этой компании 45 торговых точек, в том числе интернет-магазин.
- Компания «Связной» занимает на рынке Челябинской области прочные позиции и продолжает развиваться. Мы завоевали доверие покупателей и являемся одним из лидеров рынка, - отмечает Анатолий Петровых, начальник коммерческого отдела ОАО «Связной-Урал».
Уверенные позиции занимает сеть салонов «Телефон.Ру»: третье место и доля в 12,2%. До недавнего времени компания не могла похвастаться хорошей динамикой развития и стабильным ростом на рынке, но в 2007 году «Телефон.Ру» с шестого места перепрыгнул на третье. В настоящее время в сети компании функционирует 28 магазинов.
«Беталинк» по итогам нашего исследования стал четвертым на Южном Урале с долей рынка - 11,5%. Федеральная сеть располагает 27 магазинами в Челябинске.
Объединенная сеть магазинов «Цифроград» и «Симфония» занимает 10,2% рынка сотового ритейла региона.
Из компаний федерального масштаба «DИКСИС» имеет самую скромную долю в Челябинске и Челябинской области – 8,1%.
Остальные мелкие сети и отдельные магазины несмотря на свое количество [порядка 350 торговых точек] контролируют 4,5% рынка Челябинской области.
По данным Mobile Research Group, в прошлом году в нашей стране было продано на 4,2 млн. меньше телефонов, чем в 2005. Для кого-то это может показаться каплей в море, но эта не совсем приятная для ритейлеров тенденция уже реальность.
Факторы насыщения рынка услуг сотовой связи, снижение темпов продаж мобильных телефонов заставляют ритейлеров всерьез задуматься о собственном благополучии и дальнейшем существовании. Некоторые из игроков уже сейчас занимаются разработкой новой стратегии, либо полной сменой политики продвижения ассортимента мобильных и цифровых товаров.
По данным представителей компании «Евросеть», распределение оборота компании в первом полугодии 2007 года от продажи сотовых телефонов и сопутствующих товаров и услуг в Челябинской области составило: сотовые телефоны - 55 %, услуги операторов сотовой связи [подключение, прием платежей и пр.] – 30%, аксессуары - 7 %, цифровая мобильная электроника - 7 %, другие услуги [продажа контент-карт, батареек и т.п.] – 1%.
В «Связном» наибольший доход по-прежнему приносит продажа телефонов стандарта GSM [49,4%]. Кроме того, Анатолий Петровых сообщил, что за два последних года есть изменения в распределении долей выручки категорий товара. «Выросла доля фото, платежей, а доля GSM и карт оплаты уменьшилась. Это свидетельствует скорее о росте продаж цифровой техники, так как сумма дохода от продажи GSM на одну торговую точку увеличилась».
В интервью нашему корреспонденту, представители сети «Телефон.Ру» рассказали о том, что наибольшую выручку по итогам первого полугодия 2007 года приносит продажа мобильных телефонов [55%] и прием платежей [34%].
- По сравнению с прошлым годом в нашей сети выручка от продаж выросла в пять раз, а прибыль выросла в 5,8 раза. При этом, доля выручки растет по всем категориям примерно пропорционально, - пояснила Людмила Игнатьева, PR-директор сети магазинов «Телефон.Ру».
В «DИКСИС» также отметили тенденцию перераспределения долей поступления выручки - увеличение долей цифровой техники, аксессуаров и абонентстких платежей.
- Во-первых, увеличилась доля цифровой техники и аксессуаров. Пожалуй, на сегодняшний день, это одни из наиболее перспективных бизнес-направлений. За первое полугодие 2007 года доля цифровой техники в обороте компании выросла с 5% до 8,21%, а до конца года мы планируем увеличить этот показатель до 14%, - приводит цифры пресс-секретарь группы компаний «DИКСИС» Надежда Захарова. - Доля аксессуаров в настоящее время составляет порядка 6% в общем обороте компании. Именно на эти два направления планирует делать упор наша компания в дальнейшем. Кроме того, мы планируем и дальше развивать сеть платежных терминалов, что позволит нам увеличивать оборот и прибыль от приема платежей.
Точные данные о распределении оборота компании «Беталинк» в Челябинской области получить не удалось. По нашим собственным данным, «Беталинк» демонстрирует схожие с конкурентами тенденции: наибольшая доля по выручке [около 50%] сотовые телефоны, треть продаж приходится на прием платежей.
Представители компании «Цифроград» в Челябинске также отметили рост выручки от приема платежей.
- В нашей сети существенно сократился доход от подключений, увеличился доход от продажи аксессуаров и другой малой цифровой техники помимо телефонов, увеличился оборот на фоне снижения торговой наценки по приему платежей. Доход от продажи телефонов в абсолютном значении существенно не изменился, - констатирует Вячеслав Барыкин, директор по развитию сети магазинов «Цифроград-Симфония».
О диверсификации своей деятельности думают многие игроки. Правда, мало кто из них имеет четкую стратегию. Для тех, кто все еще думает, выбор невелик: во-первых, расширить ассортимент предлагаемой техники, во-вторых, начать более активно сотрудничать с интернет-провайдерами, кабельными и спутниковыми телевизионными сетями, в-третьих, перейти в разряд виртуальных операторов. Правда в этом вопросе есть сложности, поскольку данная область четко не регламентируется законодательством.
Многие торговые сети возлагают на приход сетей третьего поколения [3G] большие надежды. Для распространения 3G и повышения ARPU операторам нужна опора. Такой опорой служат мобильные телефоны с поддержкой стандарта UMTS. Поэтому операторы связи заинтересованы в распространении устройств нового поколения. А в месте с этим главными источниками реализации новых моделей являются торговые сети.
Судя по всему, в ближайшие годы продавцы мобильных телефонов будут много экспериментировать. Оптимизация бизнеса и повышение эффективности сети - это вполне ожидаемая тенденция, характерная для рынка в стадии насыщения.