Не секрет, что 10% людей никогда не совершат преступления, 10% совершат его, какие бы кары им за это не грозили, ну а 80% пойдут на правонарушение в случае создания соответствующих условий и при наличии уверенности в своей безнаказанности. Мобильная связь как раз и создает идеальные условия для совершения мошеннических действий. Как не стать очередной жертвой аферистов, выяснял наш корреспондент.
Следует отметить, что сами абоненты, как и операторы мобильной связи часто провоцируют преступников на ведение «тихой охоты» за чужими деньгами. На лицевом счете мобильного абонента точно есть несколько сотен рублей. Ну, если не сотен, так несколько десятков рублей. Ими-то и можно поживиться. Для этого нужно только правильно обработать «клиента», довести его до нужной кондиции, чтобы он сам передал деньги злоумышленнику.
Из-за нежелания или простой несогласованности действий абонентов, правоохранительных органов и операторов связи наказания за мобильные мошенничества получают не многие.
Вот несколько правдивых историй от людей, которые стали жертвами мошенников.
История первая: «ЧП». Рассказывает Елена из Екатеринбурга:
- Несколько недель назад получила SMS-сообщение, которое меня очень сильно взволновало. «Lena ia na trasse popal v avariu moi telefon ne lovit. pojaluista srochno poloji na etot nomer 200 rub. eto beeline ne mogu vizvat strahovshikov i skoryu». И как назло мой муж уехал в командировку в Тюмень на несколько дней по делам. У него связь МОТИВ. И зовут меня Елена. Все сходится. Я даже не сразу внимание обратила на то, что сообщение пришло с неизвестного номера +79030614302. Стала мужу перезванивать, а у него сообщение «Вне зоны действия». Потом по этому номеру. Аналогично. Ну, думаю, что-то страшное случилось. В течение часа положила на номер Билайн 200 рублей. Снова звоню и та же самая ситуация. Через 1,5 часа звонит муж со своего обычного номера. Спрашивает, зачем я звонила. Я пытаюсь его расспросить об аварии, а он говорит, что не знает о чем это я вообще. В конечном итоге поняла, что просто так подарила 200 рублей каким-то отморозкам. И главное вернуть их теперь практически нереально.
История вторая: «Золотой перезвон». Георгий, Златоуст:
- Всегда считал себя человеком образованным. Даже не мог подумать, что такое возможно. Как-то раз идет входящий звонок на мой телефон. Я отвечаю. Говорю «алле, алле», а в ответ гудки. Видимо соединение прервалось. Я решил перезвонить. Трубку взяла какая-то женщина и начала говорить на непонятном для меня языке. Я повесил трубку. Через минут 15 ситуация повторилась. А еще через некоторое время на моем счете образовался долг -312 рублей. Стал разбираться, в чем дело. Оказалось, что я перезванивал на какой-то номер платного развлекательного сервиса да еще и не русского. На это ушло около 350 рублей. Оплачивать все это дело я не стал. После долгой ругани со своим оператором просто поменял сотовую компанию.
История третья: «Атака клонов». Алексей, Челябинск:
- Весной случилась пренеприятная история со мной. Вдруг появился долг на моем телефоне в размере почти 1000 рублей. Причем все звонки с этой sim-карты совершались в Азербайджан и Турцию. Обратился в милицию. Там, скрепя зубами, заявление приняли, но сказали, что помочь не получится. Сам виноват. Стали расспрашивать о том, передавал ли телефон посторонним лицам. И тут я вспомнил, что несколько дней назад закачивал на свой телефон картинки и мелодии в торговом комплексе у одного азербайджанца. Сотрудники милиции сказали, что sim-карту мою, скорее всего, «клонировали», то есть переписали уникальный электронный код и далее стали его копировать на другие sim-карты. Получилось, что разговаривают они, а плачу я.
История четвертая: «Суперприз». Оксана, Екатеринбург:
- У меня есть подруга, которая два года назад попалась на банальном обмане. На ее мобильный телефон позвонил ведущий музыкальной радиостанции «Ди FM» и поздравил с выигрышем приза – мобильного телефона. Чтобы получить приз, ей нужно было в течение минуты дозвониться на радиостанцию. После этого ей сообщили еще одну приятную новость. Помимо основного приза ей дарят бесплатное подключение к оператору связи. Для этого нужно лишь в течение 30 минут купить карту быстрой оплаты на 250 рублей и сообщить ее данные ди-джею. Ну, она так и сделала. Потом пришла за своим призом и узнала, что радиостанции по такому адресу нет. Да и купленная карточка уже не пригодится, с нее деньги уже сняли. С тех пор ни она, ни я вообще никому не верим!
История пятая: «Оператор – вор или чудо перевод». Екатерина, Магнитогорск:
- Где-то год назад, вышел крайне неприятный случай у моей мамы. Ей позвонили якобы из Билайна и сказали, что сейчас переводят счет из долларов в рубли и попросили ввести определенный код. Мама начала вводить, ошибалась в нажатии цифр, они ее правили. Видимо видели, что вводит абонент. Потом ей пришло SMS, что 200 рублей успешно переведены на их номер. У нее на счете было как раз 200 с копейками. Мама позвонила в справку Билайна, там сказали, что у них такого номера нет.
Никита, Челябинск:
- Звонок. Номер не определяется. Человек на том конце провода представляется как оператор компании Билайн. С его слов номер не определился, потому что произошел какой-то сбой в системе. Попросил набрать на телефоне *145*909ХХХХХХХ*9#. Чтоб восстановить работоспособность сервиса. Я сразу понял, что здесь что-то нечисто и послал его. Позвонил в справочную Билайна на 0611. Там мне подтвердили, что это развод - мобильный перевод денег.
История шестая: «Голосовая почта за 100 рублей». Кирилл, Нижний Тагил:
- Как-то мне пришло SMS с номера: +79084224075 с текстом: «Vam ostavleno golosovoe soobshenie ot Jenya. Chtobi ego proslushat', pozvonite po tel. 0924 i vvedite kod soobsheniya 4007». Мне это показалось крайне подозрительно. Поиск по номеру тут же выдал что это рога и копыта. Номер оператора СМАРТС Самарской области. Звонить не стал. Единственное, отправил этим мошенникам SMS: «Ваш номер запеленгован. Группа захвата выехала!».
Приведенные факты служат хорошей иллюстрацией тому, что доверчивость людей может привести к негативным последствиям.
- К сожалению, мобильная связь остается одной из главных мишеней мошенников, которые производят рассылки абонентам с просьбой перечислить определенную сумму денежных средств на указанный в SMS-сообщении номер или, представляясь сотрудниками компании, рекомендуют набрать определенную комбинацию символов на мобильном телефоне. Как правило, номер абонента набирается случайным подбором цифр, а рассылка SMS зачастую осуществляется с помощью интернет-сайтов, - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью уральского филиала компании «МегаФон» Людмила Протасова. - Безусловно, оградить своих клиентов от всех случаев мошенничества сотовый оператор не в силах. Но мы постоянно информируем абонентов через наш сайт, при помощи sms-сервиса и средств массовой информации о видах мошенничества и призываем быть бдительными.
Операторы мобильной связи со своей стороны настоятельно рекомендуют сообщать о попытках манипуляции с денежными средствами на лицевом счету, а также советуют обращаться в органы внутренних дел. Это поможет пресечь мошенничество.
- Любое обращение абонентов к нам в компанию внимательно изучается и проверяется группой обработки претензий клиентов. На основании обращения абонента номер мошенника может быть заблокирован после тщательной проверки и отправки уведомления абоненту о блокировке номера. В соответствии с условиями абонентского договора, мы можем заблокировать номер абонента, наносящего вред другим абонентам или третьим лицам с использованием услуг оператора, - говорит пресс-секретарь челябинского филиала оператора «Билайн» Евгения Десяткина. - Бороться с мошенниками – задача правоохранительных органов, мы всеми силами им в этом помогаем, предоставляем информацию по официальным запросам. Наша задача – информировать абонентов, чтобы они не попадались на удочку мошенников.
В случае мошенничества пострадавшим нужно обязательно оформить заявление в милицию. Органы внутренних дел направляют запрос операторам сотовой связи. Далее по мотивированному представлению органов, осуществляющих розыскную деятельность, номер мошенника блокируется.
- Жалобы абонентов на факты мобильного мошенничества поступают к нам в компанию уже не первый год. В прежние годы это были частые случаи, но они не носили массового характера. Сегодня ситуация несколько иная. Наплывы жалоб на действия обманщиков случаются раз в три – четыре месяца. Мошенники одновременно атакуют большое количество абонентов, совершают «блиц-криг», и «затихают» на время, - отмечает Елена Виноградова, руководитель отдела по связям с общественностью компании «МОТИВ».
Представители правоохранительных органов и операторов связи едины в вопросах борьбы с мобильными мошенниками. Противодействие должно вестись по всем фронтам. Сотовые операторы не смогут справиться с мошенниками без помощи абонентов и, разумеется, без помощи правоохранительных органов. Только совместными усилиями можно повлиять на ситуацию с мобильными мошенниками.
- Мы фиксируем все жалобы на действия мошенников и проверяем номера, на которые эти жалобы поступают. Если мы обнаруживаем признаки того, что телефонный номер используется с целью мошенничества, мы его временно блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы, - подчеркивает Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макро-региона МТС. - Мы постоянно ведем разъяснительную работу с нашими абонентами, призывая всех к бдительности. Поскольку без участия потерпевшего, отъем у него средств мошенниками невозможен.
Несмотря на всевозможные предупреждения, люди снова и снова наступают на одни и те же «грабли». А мобильные мошенники этому рады.
Будьте внимательны!