Еще 7-10 лет назад проводной телефон был пределом мечтаний тысяч людей как в городах, так и в сельской местности. Чтобы иметь домашний телефон приходилось ждать по нескольку месяцев. При этом тариф на установку достигал несколько тысяч, но люди мирились с этим. Сейчас всё чаще можно услышать мнения о том, что фиксированная телефония в привычном виде изжила себя и на ней стоит поставить крест. О том, что сейчас представляет собой рынок фиксированной телефонии, и каким он будет в будущем, выяснил корреспондент нашего проекта.
Помнится, когда я был совсем маленьким, в нашем доме из 20 квартир проводной телефон был только в четырех и соседи ходили по гостям, чтобы позвонить. Тогда домашний телефон могли позволить себе не все. С одной стороны это технически не везде было возможно, с другой – подключение стоило несколько тысяч рублей.
Но прошло чуть больше 10 лет и ситуация изменилась до неузнаваемости. Теперь практически у каждого человека есть мобильный телефон, а у некоторых и не по одному. Тем не менее, проводной телефон остается одним из самых надежных средств связи.
Мобильная и фиксированная связь: кто кого?
На выбор абонента в пользу мобильной и фиксированной телефонии в основном влияет ее стоимость, а также те возможности, которые абонент получает при этом. Беспроводные услуги связи позволяют быть мобильными, но фиксированная связь является гарантией стабильности, а фиксированная междугородная/международная связь всё еще дешевле межгорода и роуминга операторов сотовой связи, хотя последние и стараются сократить разницу в тарифах. Каждый человек выбирает то, что ему больше нужно.
- Домашний телефон по-прежнему остается лучшим средством связи для старшего поколения. Эта категория пользователей является наиболее стабильной частью абонентской базы любого оператора фиксированной телефонии. Отказ от домашнего телефона, повлечет потерю номера, поэтому часть абонентов, даже при незначительном его использовании, предпочитает сохранять возможность звонить и «быть на связи», - рассказывает Сергей Алфёров, коммерческий директор уральского филиала компании «МегаФон».
Для привлечения и удержания клиентов операторы (те, у кого есть лицензии на дальнюю связь) в том числе снижают стоимость минуты разговора на наиболее востребованные междугородные и международные направления.
В качестве причин отказа от проводного телефона чаще всего фигурируют новые услуги и опции мобильных операторов, наличие у них городской нумерации, а также новые источники получения и передачи информации (интернет, мобильная связь).
Осознавая нелёгкую участь, операторы фиксированной связи диверсифицируют портфель своих услуг и начинают предоставлять конвергентные «всё в одном». Ярким тому примером является компания «Ростелеком», которая в настоящее время занимается обновлением существующих сетей и строительством новых.
- Даже по обычной медной линии можно предоставлять огромное количество услуг, начиная с традиционной голосовой связи и высокоскоростного интернета, заканчивая цифровым IP-телевидением. Имея развитую телекоммуникационную инфраструктуру в Пермском крае – абоненты ОАО «Ростелеком» могут подключать современные услуги связи по обычной телефонной линии. Также сегодня идёт активное строительство сетей по технологии GPON, которая позволяет получать интернет-услуги на высоких скоростях, - отмечает Евгений Цвет, начальник отдела по связям со СМИ пермского филиала ОАО «Ростелеком». - Не стоит забывать и том, что традиционная телефония – это еще высокая надежность соединения и постоянный доступ к номерам экстренных служб.
Рынок «фиксы»
Сегмент фиксированной телефонной связи демонстрирует наименьший рост на телекоммуникационном рынке. Но для операторов связи эта услуга обеспечивает дополнительную ценность для основных продуктов и услуг, роль которых играют широкополосный доступ в интернет и кабельное телевидение. Качественная сеть позволяет передавать кроме голоса еще и данные.
Общее количество абонентов фиксированной телефонии на Урале оценивается нашим проектом на уровне 4,5-4,8 млн. человек.
В настоящее время на рынке фиксированной телефонии происходят значительные изменения. Многие операторы не хотят быть исключительно транспортными линиями, по которым передается голос и данные. Кроме того, в него приходят крупные игроки сотовой связи.
- На самом рынке фиксированной связи происходит перераспределение доходов. Выручка операторов междугородней и международной связи снижается за счет перехода дальнего трафика к операторам IP-телефонии, - отмечает Дмитрий Соколов, менеджер продукта «Телефония» межрегиональной службы маркетинга ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». - Процент проникновения фиксированной телефонной связи в России приближается к 40%. Последние 10 лет происходил планомерный ежегодный рост проникновения в среднем на 1,5-2%.
По прогнозам аналитиков, интересы операторов будут сконцентрированы на более маржинальных услугах передачи данных, а также на построении виртуальных сетей. Они станут основным драйвером роста в сегменте корпоративных пользователей в ближайшее время.
- Сегодня пользователю недостаточно возможностей только фиксированной или только беспроводной телефонии. Поэтому на рынке появятся новые синтезированные услуги, обладающие преимуществами мобильной и фиксированной связи. Они позволяют клиентам, использующим услуги операторов сетей подвижной связи, осуществлять междугородние и международные телефонные соединения с использованием телефонной сети компании «Ростелеком» в домашних сетях и национальном роуминге. Это ощутимо снижает расходы на роуминг и позволяет быть мобильным, - замечает Вера Касаткина, руководитель пресс-службы челябинского филиала компании «Ростелеком».
Кроме того, с целью удержания абонентов операторы должны будут снижать тарифы, а также запускать новые сервисы. Насколько они готовы к этому, покажет время.
Челябинская область
Уровень проникновения фиксированной связи по Челябинской области на данный момент составляет 37%. Стоит отметить, что в 2001 году, по данным Федерального органа статистики, этот показатель по всем населенным пунктам Челябинской области составлял 18,6%, увеличиваясь ежегодно в среднем на 1,52%. К 2005 году он уже составил 24,7%. Затем темпы роста несколько замедлились. В 2007 году показатель увеличился на 0,2% относительно предыдущего года.
Наиболее существенный тренд на рынке фиксированной связи – миграция трафика в сотовые и IP-сети на фоне высоких темпов роста проникновения Интернет и ШПД в массовом сегменте, а также высокого уровня проникновения сотовой связи. Значительная доля – порядка 10%-15% абонентов используют стационарную и сотовую связь примерно в равных объемах.
Физические лица мобильны и активны в поиске и использовании альтернативных каналов связи. Корпоративные пользователи «консервативнее» и являются большими приверженцами фиксированной телефонии, нежели физ. лица - наряду с альтернативными услугами, они продолжают в больших объемах использовать услуги фиксированной телефонии. Для этого сегмента характерен высокий спрос на «коробочные», упрощенные решения, предоставляющие набор традиционных услуг связи: местная и внутризоновая связь, дальняя связь, доступ в Интернет - простых в инсталляции и использовании.
Лидером регионального рынка фиксированной телефонии является «Ростелеком». На начало 2011 года общее число абонентов фиксированной связи в Челябинской области составляло – 985 061. Из них 77 % приходилось на «Ростелеком».
Свердловская область
Рынок фиксированной связи Свердловской области за последнее время практически не претерпел существенных изменений. Уровень проникновения проводной телефонии находится на уровне 32%. За последние 10 лет, темп роста новых подключений значительно снизился.
Основную долю рынка здесь тоже занимает «Ростелеком». По разным оценкам доля составляет от 69 до 74 процентов.
У компании «МегаФон» около 30 000 абонентов фиксированной связи сосредоточены в городе Екатеринбурге (это бывшие абоненты «ТК-Урал», ЗАО «Синтерра-Урал»). Кроме того, услуги фиксированной телефонии также предлагают «Билайн» (бывшие «СЦС Совинтел» и «ФОРАТЕК»), ТрансТелеКом и «Эр-Телеком», который в 2011 году очень существенно повысил свою активность на рынке фиксированной связи в уральской столице. Наращивание абонентской базы по услуге Интернет также дает свои результаты и по абонентам фиксированной телефонии.
В число операторов со значительной долей рынка стоит отнести МТС с «КОМСТАР-Регионы» (правопреемник «Уральской телефонной компании»), а также «Инсис», «Екатеринбург 2000» (бренд «МОТИВ»), «Энфорта».
Кроме того, большая часть интернет-провайдеров имеют лицензии на предоставление местной телефонной связи, что потенциально определяет возможность предоставления данных услуг абонентам. Другое дело, что данные услуги менее интересны для интернет-провайдеров.
Пермский край
В настоящее время на рынке фиксированной телефонии в Пермском крае присутствуют несколько компаний, такие как ОАО «Ростелеком», ЗАО «Пермская Телефонная Компания», ЗАО «Закамская Телефонная Компания» и ряд других ведомственных компаний. А уровень проникновения фиксированной телефонии в регионе - 31%.
Лидером рынка с долей 90% является «Ростелеком». Компания обслуживает более 650 тысяч жителей Пермского края.