В Минкомсвязи заканчивают обсуждение проекта новых правил оказания услуг сотовой связи, который вызвал много шума в стане операторов и абонентов. Проект закрепляет за операторами обязанность иметь в каждом регионе России хотя бы один тариф с посекундной тарификацией и право бесплатной смены тарифа. Кроме того, в документе отменяется понятие внутрисететвого роуминга. Правда, это не спасёт абонентов от повышенных цен за пределами домашнего региона. Во всех нововведениях разбирался корреспондент нашего проекта.

В 2012 году могут быть приняты новые правила оказания услуг сотовой связи, в полной мере отражающее современное развитие техники и технологий. Существующее регулирование перестает отвечать требованием своего времени, сетуют чиновники. С момента принятия последней версии Правил прошло без малого шесть лет. Последние поправки в документ датированы 2009 годом.

В проекте новых Правил есть несколько нововведений, среди которых запрет на продажу SIM-карт лицами, не уполномоченными оператором. В проекте впрямую прописали возможность работы с личным кабинетом на сайте оператора. Кроме того, была определена обязанность оператора бесплатно предупреждать уехавших за пределы родной сети абонентов об особенностях тарификации в роуминге, а также информировать об изменениях в используемом абонентом тарифном плане с помощью SMS.

Формально все эти требования российские операторы выполняют уже сейчас. Но есть среди норм и абсолютно новые.

Так, в проекте четко оговаривается, что никакой оператор не сможет брать с абонента деньги за предоставление детализации звонков, если тот не делает это слишком часто. В соответствии с новой версией проекта, оператор обязан бесплатно предоставлять клиенту детализацию счета за последние шесть месяцев, хотя и не чаще одного раза в месяц.

Кроме того, бесплатной для абонента должна стать смена тарифного плана, в то время как сейчас практически все сотовые операторы берут за это деньги (от 30 до 450 рублей в зависимости от тарифа).

Что касается тарифов, то в каждом регионе у любого оператора должен быть хотя бы один тариф с посекундной тарификацией и хотя бы один тариф с интервалом тарификации в роуминге не более 10 секунд.

Еще одно новшество направлено на то, чтобы предотвратить скрытое взимание с абонента денег контент-провайдерами за звонки или отправку SMS на короткие номера. С этой целью новая версия правил требует от оператора бесплатно информировать абонента по SMS о стоимости «услуг третьих лиц, доступ к которым осуществляется оператором связи».

Особое внимание уделено проблеме задержек с тарификацией услуг во время нахождения абонента в роуминге. Операторам разрешат тарифицировать такие сервисы с задержкой, до поступления информации от другого оператора об объеме услуг, потребленных абонентом. В то же время, зная о такой возможности, клиент имеет право отказаться от получения услуг, тарифицируемых с задержкой. Для этого он, например, может попросить оператора отключить услугу доступа в интернет.

Что касается роуминга, то определение этой услуги в проекте правил свидетельствует о том, что роуминг не может быть внутрисетевым, то есть нахождение абонента вне домашнего региона, но в сети своего домашнего оператора роумингом не считается. Однако повышенную цену за услуги в этом случае абонент все равно должен будет платить, если так решит оператор. Проект правил предоставляет оператору такое право. В проекте указано, что тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы на услуги, в том числе «по месту нахождения абонента в пределах того или иного субъекта Российской Федерации». То есть в тарифном плане может не быть слов «внутрисетевой роуминг», но вполне законно будет указать в этом плане цены на услуги, разные для домашнего и других регионов.

Большая часть опрошенных нами людей считают положения новых правил весьма своевременными и нужными. Это поможет защитить граждан от необоснованных списаний с лицевого счета.

- По большой части проект новых правил закрепляет то, что уже есть на рынке сотовой связи. Большей части операторов не придется прилагать усилий, чтобы соответствовать новым правилам. Хотя есть и некоторые непонятные моменты, например, роуминговые тарифы с 10-секундной тарифкацией. Пока сложно сказать, как операторы технически смогут это сделать. Дело в том, что установление интервала тарификации зависит не только от российского оператора, но и от его зарубежного роумингового партнера, - отмечает главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным» Иван Кущ.

Операторы в свою очередь не очень охотно комментируют эту ситуацию, мотивируя это тем, что сами правила окончательно не приняты.

Пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина заявила, что оператор и сейчас предлагает тарифные планы как с поминутной, так и с посекундной тарификацией в зависимости от потребностей клиентов в различных регионах. В части роуминга предложения, содержащиеся в проекте Правил, по мнению «МегаФона», не учитывают сложившейся практики применения интервала тарификации у принимающего оператора и у домашнего оператора. Например, в Европе широко распространена система, при которой первый целый интервал - 30 секунд, а далее тарификация посекундная. А в США и Канаде тарификация поминутная, и даже неуспешная попытка совершения звонка абонентом считается как целая минута. Во многих странах мира нет требований к операторам по применению интервала, и в одной стране может быть несколько разных интервалов у разных компаний.

Валерия Кузьменко, пресс-секретарь МТС, сообщила, что компания уже предлагает тарифы как с посекундной, так и с поминутной тарификацией. Установление и поминутной, и посекундной единиц тарификации позволяет клиентам выбирать удобный для себя тарифный план в зависимости от длительности звонков, интенсивности разговоров, и практика показывает, что при существующем в России уровне цен ниже европейского распространенная на российском рынке поминутная тарификация более востребована. Более того, МТС в рамках отдельных тарифов предлагает своим клиентам нулевую стоимость звонков как в России, так и за рубежом, которая не зависит от применяемой единицы тарификации.